Слово на букву "р"

Скажу уже всем известную фразу: "каждый из нас постоянно играет разные роли в течение дня-недели-месяца-многих лет". От этой фразы никуда не деться, ведь она объясняет буквально все, что мы делаем.

Недавно я посетила зубного, мне сделали чистку и врач посоветовал использовать нить для зубов и ирригатор. Теперь, по мнению авторов курса, я исполняю роль чистильщика зубов. Скажете, что это глупо? Мы ведь каждый день чистим зубы, это рутина и немного некорректно называть это ролью. Да, может это и так, но мы не каждый день учимся пользоваться зубной нитью, ирригатором, изучаем технологии, смотрим видео, консультируемся со специалистами, чтобы освоить новую технологию (новый уровень) поддержания гигиены полости рта. Таким образом, мы осваиваем новую полезную практику, которая в дальнейшем сократит время и деньги на услугах стоматологов.

Следующая практика, которой мы пользуемся с недавнего времени - это исполнение роли комментатора или писателя постов. эти роли не являются неосознанными и мы постоянно передаем эти роли, чередуем практики и т. д. Таким образом, это еще одна роль, которую мы сейчас исполняем и становимся еще на шаг ближе к исключению неудовлетворенностей.

К слову о неудовлетворенностях. В качестве средства для рассуждения будем использовать среднестатистического менеджера. Повышение менеджера по карьерной лестнице (младший, ведущий и т. д.), занимающему высокую должность, "было бы неплохо иметь поставленный голос и освоить язык жестов". Возможно, с повышением должности у менеджера возникнут проблемы и он начнет понимать свои неудовлетворенности и слабые места, такие как неумение работать в команде, правильно распоряжаться средствами, назначать роли и делегировать задачи, начнет их осознавать из-за безвыходности ситуации. То есть у человека появляется мотивация к совершению действий, он начинает разбираться в новой профессии, применять практики, целенаправленно их применять, работать с сотрудниками, затем видит результат совершенных действий и получает качественный рабочий продукт. Так, исключает появившуюся в связи с новой должностью неудовлетворенность и работает уже более качественно и быстро.

Вернемся к ролям. Возьмем, например, систему разработки месторождения. Это довольно сложный и трудоемкий процесс, который никогда не исключает ошибок. В нем принимают участие огромное количество специалистов - разработчики, геологи, юристы, экономисты, бурильщики, кадастровики, недропользователи, химики, сейсмики и т. д. Все это роли (должности). Более того, каждую роль исполняют несколько человек, составляя систему разработки. Они чередуются, контактируют друг с другом, редактируют систему. То есть каждое звено исполняет свою роль и если хоть одно звено исключить, ожидаемый результат может в корне измениться. Получается, что исполнение работником роли - это ключевой процесс в каждой системе. И без этого никуда.

Также, в течение дня каждый человек, сам того не ведая исполняет множество ролей. Например, женщина играет роль матери, затем идет на работу и исполняет роль бухгалтера, затем снова приходит домой и играет домохозяйку (уборка-готовка) и любящую жену, далее идет в спортзал и встает в роль спортсменки, затем посещает тренинг и играет роль ученика. Она постоянно перемещается с одной роли на другую и на вряд ли у нее есть какие-либо неудовлетворенности.

Возможно, с ростом количества ролей человеку просто некогда будет думать о неудовлетворенностях и для него, соответственно, это не будет проблемой.

Карина, спасибо за пост!
Очень хорошо поразбирались с концепцией ролей.
Действительно, и в быту можно выделять роли, особенно если хочется что-то делать быстрее и/или качественнее. Тогда выделение ролей позволяет навести внимание на нужные практики в окружающем мире и поставить их себе.
С ростом в должности будет важно уметь общаться, то есть, знать практики коммуникации. Мастерство риторики (или коммуникации) тоже вполне выучиваемое, есть много книжек и курсов – по общей коммуникации, специализированной коммуникации (переговоры на работе, кризисные переговоры и тп). Несколько книжек есть в доп литературе к курсу (“Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров” и “Трудные диалоги”), более углубленно тема изучается на курсе Онтологики и коммуникаций.

Важный момент: роли не есть должности. Это вообще две параллельные вселенные) должности – это про полномочия распоряжения ресурсами. Сколько людей у вас в подчинении? Сколько ресурсов дадут вам / вашему отделу на реализацию идеи? Должности отвечают за это.
Роли всегда узнаем по преследуемым исполнителями ролевым интересам + произносимым для обозначения интересов словам + выполняемым практикам.

Неудовлетворенности есть всегда, увы, кроме разве что каких-нибудь буддистов. Не всегда есть время подумать о них – и это может быть причиной выгораний, срывов и конфликтов. Поэтому неудовлетворенности таки лучше отслеживать)