В детстве мне говорили: "учись, будет хорошая работа". Учись в школе - а то не поступишь в институт. Учись в институте, а то не получишь хорошую работу. Но ни в школе, ни в институте мне было не известно, что такое "хорошая работа", и может быть поэтому там и там учиться было тяжело. Сейчас тоже тяжело учиться, но к 40 хотя бы стало понятно, что это за работа такая - "хорошая". Уточнилась взаимосвязь между двумя действиями - учёбой и работой.
Изменения требуют времени, неважно учиться на кругозорных курсах или прикладных. Нельзя так просто взять и начать мыслить системно (что бы это не значило, когда ты слышишь это словосочетание). В ШСМ "мыслить системно" означает использование вполне определённого шаблона. Пройденный курс "Системного мышления" и работа над его переводом позволили нащупать очертания этого шаблона. Тренинг "Системный менеджмент и стратегирование" помогает отработать этот шаблон - применять его в своих проектах.
С ростом мастерства в какой-то деятельности ты не возвращаешься к своим предыдущим шаблонам. Если раз научился печатать слепым методом, не будешь печатать иначе. И даже перед тем, как очередной раз что-то напечатать, не будешь выбирать способ - по-новому или по-старому. Но для того, чтобы этот новый шаблон стал безусловным (неосознанной компетентностью), нужно пройти определённый путь.
Сколько раз я смотрел на "диаграмму сути системного мышления" до того, как понять отличие между design-time и run-time! Наверное, столько же, сколько слышал, что мне нужно хорошо учиться. Дошло только теперь: у обеспечения и окружения нет пересечения; их разделяет чёткая граница "trans-realm" перехода.
Разделяя любой проект на эти два realm очень легко проверить его жизнеспособность, найти уязвимые места. Если кто-то говорит о том, что будет меняться в мире с возникновением результата этого проекта, нужно уточнить как именно результат возникает. Если он напротив говорит, как именно возникает результат, нужно уточнить, что будет меняться в мире. Далее, если в рассказе нет противоречий, проверяем "наличие" основных альф. Мы склонны пропускать эти объекты внимания не относящиеся к нашей основной деятельности. Например, инженер может не подумать о сроках, предприниматель - об особенностях конструкции, а менеджер может не сопоставить свои действия со стратегией компании. Поэтому рассказывающего легко удивить просто наблюдая за ходом изложения "о проекте" и указывая на неучтённое, заметить которое в чужом проекте гораздо проще, чем в своём. Но для того и учимся: сначала "яблоки из учебника", потом "из жизни".