ПСИХОЛОГИЯ vs СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В этой статье в рамках обучения на курсе «Системное саморазвитие» хочу поделиться размышлениями о том, как трансдисциплина «психология» дополняет трансдисциплину «системное мышление».

Как известно студентам ШСМ*, трансдисциплина – это дисциплина (научная теория + технологии), которая определяет понятия и ключевые принципы и закономерности, лежащие в основе различных прикладных дисциплин. Самый классический пример - математика – королева наук, - трансдисциплина для физики, химии, кибернетики и множества прикладных дисциплин. Есть также дополняющее понятие «трансдисциплинарность», которое понимается как объединение разных методов исследований в одном едином процессе исследования.

Системное мышление также считается трансдисциплиной для множества видов деятельности, включая управление проектами, людьми, процессами, научную деятельность, управление знаниями и великое множество других. Системное мышление определяет ряд ключевых понятий и описывает закономерности отношений между ними. В результате такие дисциплины как менеджмент, управление требованиями, системный анализ, предпринимательство осваиваются гораздо более глубоко и быстро, чем без знания системного мышления.

Однако, системное мышление работает в зоне осознаваемых процессов, в зоне описаний (ментальных конструкций) и физических объектов (систем). Одной из целью обучения системному мышлению является создание деятеля – Homo Creativus, – Человека деятельного, способного придумывать и создавать, реализовывать в физическом мире новые системы.

И тут мы можем столкнуться со второй половиной человеческих качеств, дополняющих его ментальные способности – внутренним содержанием и конструкцией психики.

Как трансдисциплина, психология изучает эмоциональное поле человека, в котором рождается эта энергия творить, созидать. Психология помогает понять закономерности эмоциональных реакций человека на происходящее во внешнем и внутреннем мире, его потребности, мотивы, ценности. Если объединить ключевые идеи большого количества школ и подходов, можно заметить, что психология описывает, так или иначе, связь поведения человека с его бессознательным, как айсберг, на 90% спрятанным под водой. Действия человека определяются влияющими на него неосознаваемыми ментальными конструкциями – убеждениями и внутренними ограничениями. Именно бессознательное содержание психики сильно и незаметно диктует сознанию, какие действия сейчас человек готов выполнять, а какие, несмотря на всю рациональность и логику, – не готов «морально», как будто «не способен».

Неосознаваемые иррациональные конструкции в нашей психике появляются, как правило, в детском возрасте, когда любой (даже самый «счастливый» ребенок многократно сталкивается с необходимостью справляться с фрустрацией, болью, потерями, разочарованиями. В результате у ребенка формируются убеждения, которые здорово берегли и выручали нас в детском возрасте, позволяли пережить лишения и добиваться так необходимой маленькому человечку внимания и любви, но уже неуместные для взрослого человека.

Такие ментальные конструкции, как правило неосознаваемые, но зачастую даже и вышедшие из тени в поле сознания, - могут удерживаться чувствами страха и потребностью сохранить психическую конструкцию Эга. Ведь изменение таких убеждений вызывает болезненную перестройку психической целостности «Эга», зачастую через потерю собранности и деятельной эффективности. Психологи говорят, а мы с вами можем заметить, что такое осознание, такие психологические «инсайты» для личности болезненны, как «маленькая психологическая смерть». Но именно так и происходит личностный рост и постепенное повышение осознанности в своих эмоциональных реакциях, понимание своих иррациональных установок, ограничивающих в действиях, забирающих энергию на удержание «неудобных» эмоций.

Работая над своим психологическим внутренним миром, человек обретает возможность осознанного выбора своих эмоциональных реакций, постепенно возвращает себе свою энергию, силу и способность действовать. А для деятельного человека, ОХ-КАК-НУЖНА внутренняя энергия и мотивация.

Личностный рост человека, повышение его осознанности по отношению не только ко внешнему миру (что безусловно дает системное мышление), но и внимание к своему внутреннему миру эмоций: своим страхам, злости, печали и радости, а также убеждениям и эмоциональным реакциям – это параллельные и равно-важные процессы на пути активации Деятельного мастерства.

Мария, спасибо большое, что поделились размышлениями!
Чуть-чуть поправлю по поводу дисциплин и практик: практика включает в себя дисциплину + технологии, поэтому говорить “дисциплина (научные теории + практики, те научные теории + теории + технологии как часть дисциплины как теории)” не совсем верно.
По поводу психологии: психологическая часть важна, но мы тут предлагаем не заныривать глубоко в психологизм, оставить его психологам. Брать из психологии отдельные концепты вроде “неудовлетворенностей”, “личных интересов”, “талантов и ограничений”, “ценностей”, “чувств” и работать с ними, чтобы воздействовать на физический мир точнее.
Это можно сравнить с переходом дороги: чтобы перейти дорогу, точно надо знать ПДД и уметь их применять. Например, знать понятие “тормозной путь” и от чего он зависит (скорость, масса автомобиля, состояние дорожного покрытия), и распознать ситуацию на дороге: "если я собираюсь перейти дорогу в месте, где нет светофора, в дождливый день и вижу, что в мою сторону несется на большой скорости грузовик, то я понимаю, что лучше подождать (даже если по правилам он обязан меня пропустить), потому что грузовик может не успеть остановиться.
Но при этом нет никакой необходимости знать внутреннее устройство автомобиля, например, знать о наличии у автомобиля “карбюратора”, или быть в курсе всех сложных поворотов в городе. А вот разработчикам ПДД, вероятно, надо бы в таких вещах разбираться.

Так и тут: берем необходимые для самостоятельного “разбора” себя концепты и связанные с ними практики. Если нужно глубже – лучше задуматься над тем, чтобы поработать со специалистом, который точно в деталях разбирается.

Так глубже-то я знаю, сама психолог. В статье хотела донести мысль о том, что поможет включить мотивацию к переменам (откуда мотивация в человеке рождается и как с помощью психопрактик помогать ей рождаться). Но, видимо, говорю я не на системном языке, поэтому трудно понять.
Ну, подумаю еще, возможно найду способ изложить эти идеи более понятно.
Спасибо , Анна, за отклик.

В примере с переходом дороги я бы привела другую аналогию.
Пешеход может прекрасно знать правила движения, видеть перед собой зелёный сигнал светофора и остановившиеся перед зеброй машины. Безопасно, можно идти.
Но его личный опыт привел к тому, что ему страшно. Просто страшно, в крайнем случае - до панической атаки. Он не может сделать шаг. Всё понимает “головой”, но не может.
И вот это тот случай, когда до того, как успешно действовать, разложив мир по полочкам - приходится уделить время внутреннему миру.
При этом можно и нужно обратиться к специалистам, конечно, а не изучать психологию как дисциплину, чтобы помочь самому себе.