В этой статье в рамках обучения на курсе «Системное саморазвитие» хочу поделиться размышлениями о том, как трансдисциплина «психология» дополняет трансдисциплину «системное мышление».
Как известно студентам ШСМ*, трансдисциплина – это дисциплина (научная теория + технологии), которая определяет понятия и ключевые принципы и закономерности, лежащие в основе различных прикладных дисциплин. Самый классический пример - математика – королева наук, - трансдисциплина для физики, химии, кибернетики и множества прикладных дисциплин. Есть также дополняющее понятие «трансдисциплинарность», которое понимается как объединение разных методов исследований в одном едином процессе исследования.
Системное мышление также считается трансдисциплиной для множества видов деятельности, включая управление проектами, людьми, процессами, научную деятельность, управление знаниями и великое множество других. Системное мышление определяет ряд ключевых понятий и описывает закономерности отношений между ними. В результате такие дисциплины как менеджмент, управление требованиями, системный анализ, предпринимательство осваиваются гораздо более глубоко и быстро, чем без знания системного мышления.
Однако, системное мышление работает в зоне осознаваемых процессов, в зоне описаний (ментальных конструкций) и физических объектов (систем). Одной из целью обучения системному мышлению является создание деятеля – Homo Creativus, – Человека деятельного, способного придумывать и создавать, реализовывать в физическом мире новые системы.
И тут мы можем столкнуться со второй половиной человеческих качеств, дополняющих его ментальные способности – внутренним содержанием и конструкцией психики.
Как трансдисциплина, психология изучает эмоциональное поле человека, в котором рождается эта энергия творить, созидать. Психология помогает понять закономерности эмоциональных реакций человека на происходящее во внешнем и внутреннем мире, его потребности, мотивы, ценности. Если объединить ключевые идеи большого количества школ и подходов, можно заметить, что психология описывает, так или иначе, связь поведения человека с его бессознательным, как айсберг, на 90% спрятанным под водой. Действия человека определяются влияющими на него неосознаваемыми ментальными конструкциями – убеждениями и внутренними ограничениями. Именно бессознательное содержание психики сильно и незаметно диктует сознанию, какие действия сейчас человек готов выполнять, а какие, несмотря на всю рациональность и логику, – не готов «морально», как будто «не способен».
Неосознаваемые иррациональные конструкции в нашей психике появляются, как правило, в детском возрасте, когда любой (даже самый «счастливый» ребенок многократно сталкивается с необходимостью справляться с фрустрацией, болью, потерями, разочарованиями. В результате у ребенка формируются убеждения, которые здорово берегли и выручали нас в детском возрасте, позволяли пережить лишения и добиваться так необходимой маленькому человечку внимания и любви, но уже неуместные для взрослого человека.
Такие ментальные конструкции, как правило неосознаваемые, но зачастую даже и вышедшие из тени в поле сознания, - могут удерживаться чувствами страха и потребностью сохранить психическую конструкцию Эга. Ведь изменение таких убеждений вызывает болезненную перестройку психической целостности «Эга», зачастую через потерю собранности и деятельной эффективности. Психологи говорят, а мы с вами можем заметить, что такое осознание, такие психологические «инсайты» для личности болезненны, как «маленькая психологическая смерть». Но именно так и происходит личностный рост и постепенное повышение осознанности в своих эмоциональных реакциях, понимание своих иррациональных установок, ограничивающих в действиях, забирающих энергию на удержание «неудобных» эмоций.
Работая над своим психологическим внутренним миром, человек обретает возможность осознанного выбора своих эмоциональных реакций, постепенно возвращает себе свою энергию, силу и способность действовать. А для деятельного человека, ОХ-КАК-НУЖНА внутренняя энергия и мотивация.
Личностный рост человека, повышение его осознанности по отношению не только ко внешнему миру (что безусловно дает системное мышление), но и внимание к своему внутреннему миру эмоций: своим страхам, злости, печали и радости, а также убеждениям и эмоциональным реакциям – это параллельные и равно-важные процессы на пути активации Деятельного мастерства.