Хотелось бы поднять вопрос о целевой системе. А именно о том, что делать если целевых систем много. Мы часто слышим от сокурсников что их компания выпускает сразу несколько продуктов и что некоторые из этих продуктов используются разными клиентами в отличающихся друг от друга сценариях. Как в таких ситуациях быть с определением целевой системы? Ведь мы также читаем, что систему обеспечения стоит строить для конкретной целевой системы.
Тут должен вставить дисклеймер в форме подхваченного здесь-же на блоге ШСМ высказывания о том, что правильности в описании реальности нет - есть лишь полезность. В реальности есть индивидуальные клиенты, каждый из которых имеет свою индивидуальную потребность, для закрытия которой он как-то использует наш продукт, который он как-то нашёл на рынке.
И ещё добавлю, что абстрактно об этом вообще не имеет смысла разговаривать. Есть подозрение, что подход к системному мышлению ШСМ стоит в традиции экзистенциализма, который акцентирует своё внимание на уникальности каждого рассматриваемого случая. По этому давайте про нашу любимую парикмахерскую.
В основе нашей проектируемой парикмахерской стоит предпринимательская гипотеза о том, что на районе недостаточно парикмахерских чтобы закрывать потребность всех жителей в стрижке. Целевой системой была определена просто “стрижка в момент использования”. Допустимо ли такое определение целевой системы? Неправильный вопрос. Правильный вопрос - полезно ли такое определение целевой системы? Важно не забывать, что вообще каждый клиент имеет свою неповторимую целевую систему, в которой он использует стрижку. Кто-то использует её чтобы понравиться себе, кто-то - чтобы понравиться другим, кто-то - чтобы отвязалась мама. И нужно сказать что каждое из этих описаний всего лишь бытовая фраза. Ни одно из них не описывает целевую систему, а лишь намекает на её присутствие. Наше описание целевой системы это наша догадка о том, что связывает всех этих людей. И, как кажется нам как предпринимателю - она вполне достаточна. Ведь мы внедрили нашу систему и, о чудо, деньги закапали.
Тем не менее мы ещё раз посчитали количество парикмахерских на районе и поняли что их на самом деле было достаточно и до нашего появления. Однако мы посетили эти парикмахерские и с ужасом обнаружили, что все парикмахеры там неприветливые а атмосфера унылая. Также в ходе длительного наблюдения мы выявили, что их постоянные клиенты ходят к ним на 50% реже чем наши к нам. Из этого мы вывели гипотезу что клиенты стали приходить к нам в связи с тем, что в отличии от остальных парикмахерских, они получают у нас помимо причёски, ещё и приятную беседу с парикмахером. Иногда некоторые из них приходят даже не за прической, а только за общением.
И вот теперь следующий вопрос - полезно ли нам добавить вторую целевую систему “приятная беседа в процессе стрижки”? О чём вообще мысль о целевой системе? Об удержании внимания на важном. И если вдруг от нас уйдёт приветливый парикмахер и мы наймем неприветливого, то мы потеряем конкурентное преимущество и есть прогноз что наш бизнес тогда завянет. То есть удерживать во внимании целевую систему “беседа в процессе стрижки” вроде полезно.
Дальше хуже. У нас в парикмахерской есть много свободного места. Мы решили увеличить наш доход тем, что поставить в парикмахерской стенд со средствами для ухода за волосами и продавать их клиентам как дополнительную услугу. Полезно ли нам добавить ещё одну целевую систему, связанную с продажами? Хм. А ещё на стенде кроме средств для ухода за волосами мы разместили леденцы. У них ещё другая целевая система. Хватит ли нам одной описанной целевой системы на обе категории продуктов? Или нужно всё таки две?
Ты наверное краем глаза уже подметил, что пост почти подошёл к концу а ответом и не пахнет. Где же ответ? А его у меня к сожалению действительно нет. Надеюсь что он находится где-то в будущем, в ближайших лекциях и дальнейших материалах. Спасибо за внимание.