Привычный со студенческих времен лайфхак — учиться в дороге (в машине, автобусе, электричке). Для СМ это очень актуально, ведь даже после двукратного прочтения учебника, прохождения курса, написания системного эссе по своему проекту до беглости мышления еще далеко. А кроме чтения книжки и статей в дороге, есть еще простое упражнение — пытаться рассмотреть окружающие предметы через понятия СМ. Например: перекресток, светофор, остановка, уличный фонарь ...
Но в этом способе есть ловушка, о которой я вспомнил наткнувшись в недавнем посте АИ на фразу “АЛГОРИТМА НАХОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМЫ НЕ БЫВАЕТ, ЭТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО”. Поделюсь.
Об этом упражнении я впервые услышал на конференции школы. “Отличная идея” — подумал я и пробовал прямо дороге домой после конференции.
- “Система в глазах смотрящего” и контекст имеет значение. Поэтому выбрал себе роль установщика светофора в проекте замены парка светофоров в некотором районе города (возможны альтернативы: разработчик светофора, проектировщик движения транспорта, ДПС-ник,...).
- Итак, пусть я работаю в организации-подрядчике и нам платят за установленный по всем регламентам и требованиям светофоры.
- Помним, что правильно рассматривать светофор во время эксплуатации — т.е. когда он переключает цвета и регулирует поток машин. ЦС — установленный и работающий светофор? Но важно наверное чтобы светофоры работали синхронизировано даже на разных перекрестка. Тогда целевая система это регулировка дорожного движения в городе (ЦОДД которого заказал установку светофоров)? Но договор только на замену светофоров в одном районе города. Тогда ЦС - регулировка дорожного движения в этом районе? Или давайте возьмем подряда на весь город? Ну странно… может все-таки конкретный перекресток рассматривать с рядом стоящими светофорами? Как правильно-то? Ладно, надо наверное еще раз про ЦС в учебнике почитать.
- Облом вышел на первом же шаге СМ ((
Перечитать главу из книги всегда полезно. Но такие непродуктивные размышления могут утомлять, демотивировать, замедлять освоение СМ. Во всяком случае так поначалу было у меня.
Важность выявления правильной целевой системы для успешности проекта трудно переоценить. Ищем целевую систему в составе надсистемы и, затем, от нее, как от “начала координат”, разворачиваем остальные понятия СМ. Эта мысль красной нитью проходит через учебник.
Но проблема в том, что в придуманном проекте у вас воображаемая роль и “плавающий” контекст, а алгоритма для выявления ЦС не бывает. Ваш интерес — мастерство системного мышления, предпочтения — освоить быстрее и полнее, чтобы можно было уже пользоваться в реальном контексте. Поэтому слишком застревать и заморачиваться с выявлением ЦС в учебной ситуации не стоит.
В учебных упражнениях такого рода есть как минимум два workaround/подхода:
- Выбрать простой контекст целевой системы и проектной роли. Например, конструктор светофора в компании производителе светофоров (которая продает их тому же подрядчику-установщику). ЦС тут просто светофор — как готовый модуль.
- Если хочется посложнее:
- подобрать кандидатов в целевые системы и
- прочекать их на типичные ошибки (в СМ 2020 чуть больше про эти ошибки раскрыто).
- Выбрать любого подходящего кандидата и смело продолжать тренировку с разворачиванием понятий системного мышления.
- Например, “Регулировка дорожного движения на перекрестке” было бы приемлемым кандидатом для ЦС для случая с подрядчиком по установке светофоров..
В качестве тренировки попробуйте любой из приведенных подходов для, например, остановки автобусного транспорта. Причем в подходе 2) очень рекомендую “мышление письмом” — сходу такие вещи в голове трудно проворачивать.