Анатолий двигает системное мышление в школы Новосибирска

В ноябре  проведут семинар «Системное мышление в образовании» для директоров школ, заместителей директоров, учителей, участников проекта "Базовые школы РАН. Всего около 50 человек.
Целью семинара «Системное мышление в образовании»  актуализация на материале образовательных проектов участников некоторых практик системного мышления. Поэтому пререквизитом к занятиям является прохождение онлайн курсов "Системное мышление 2020" и "Образование для образованных 2021" (концепция "перевёрнутого класса" flip teaching и "смешанного обучения" blended learning, доступ участников семинара к этим курсам предоставляется ШСМ и будет действовать до завершения семинара).
Важно также иметь свой рабочий проект, с которым можно будет работать в течении семинара. Все упражнения будут делаться на материале этих проектов. Для данного семинара особое внимание будет уделено системной схеме проекта учебного курса -- https://ailev.livejournal.com/1575106.html

Занятия пройдут в два дня, содержательные блоки программы:

1. Ролевое мышление.Мы будем актуализировать материал курса, описывающий различия должностей, проектных ролей и исполнителей. Это будет сделано на основании упражнения "знакомство" и "кто участвовал во вчерашнем совещании". Роли будут выбираться по исполнителям ролей в практиках трудового кругозора, особое внимание будет уделено образовательным ролям (методолог, методист, тьютор, педагог как лидер и как предметник, организатор образования, ученик и обучающийся).

2. Мышление о воплощении системы и системных уровнях.Основное в системном мышлении -- это разбирательство с системными уровнями, для каждого из которых характерны свои деятельностные роли с их специализацией на работах этого уровня. Для знакомства с этим понятием мы будем выбирать систему и надсистему, убеждаться в их наличии в окружающем мире и называть их по ведущей функции. Особое внимание будет уделено понятию интеллекта/мыслительного мастерства (интеллект-стека и мышления) и прикладного мастерства и рассуждений.

3. Различение функционального и конструктивного разбиений в мышлении. Мы будем пытаться разбивать системы проектов участников на один функциональный уровень вниз (функциональные подсистемы). После этого будем пытаться предлагать альтернативные конструктивные реализации для этих подсистем.

4. Мышление о жизненном цикле как о практиках. Современное системное жизненный цикл системы мыслит не как "проект" (набор стадий-работ), а как набор практик. Мы будем обсуждать методы работы в проектах участников, актуализируя в их мышлении понятие практики, основанной на какой-то дисциплине.

5. Мышление с использованием системной схемы проекта как чеклиста. Мы будем пытаться сделать progress report по проектам участников (устно), используя системную схему проекта как чеклист того, о чём нужно не забыть подумать в проекте. Особое внимание будет уделено адаптации общей системной схемы проекта для образовательной практики.