Когда нужно делать ошибки?

Многие источники по успешным бизнес (в том числе и ШСМ) проектам сообщают информацию о том, что наиболее успешны те стартапы, которые "ворвались варварами", наделали кучу ошибок, успешно их решили, являются более жизне- и конкурентоспособнее, чем изначально "педантичные" проекты, тщательно пытающиеся избежать совершения ошибок.

Но работает ли данная теория во все сферах на всем протяжении жизни? Когда можно и нужно совершать ошибки?

Этап обучения занимает достаточно длительный этап в жизни человека и на нем досточно логичным является обучение методикой проб и ошибок. Однако современное образование зачастую не соответствует тем трудностям и задачам, встречающихся после окончания обучения и выхода человека в "свет".

После окончания обучения человек начинает работать с реальными проектами, выполнение и невыполнение которых повлечет последствия. Что тогда? Можно ли ошибаться, например, когда от твоих действий зависит жизнь людей или многомиллионные затраты компании?

Мой личный ответ ДА! Но с несколькими условиями.

Во-первых. Процесс обучения дан человеку не только для того, чтобы он овладел базовыми знаниями в области физики, биологии, математики. Одной из ключевых прелестей обучения отсутствие реального наказания за совершение ошибки. Система оценивания является по сути мотивирующей мерой, чтобы человек понял, что его методики освоения знаний не являются эффективными. Данное время человек может и должен использовать для получения навыка решать проблемы, возникающие на его жизненном пути.

Во-вторых действие лучше бездействия. В большинстве жизненных ситуаций человек действующий получит больше, чем бездействующий. Что лучше, дать человеку, больному раком, прожить оставшийся месяц или совершить операцию, в ходе которой он может умереть? Размышлять об этом можно очень и очень долго. Но для себя я уже давно сформировал решение: ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ, ЧЕМ НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО.

Отвечая на вопросы, поставленные в начале, хочется сказать, что ошибки не избежны везде и всегда. Они не исчезают магическим образом при достижении определенного возраста или устройством на какую-либо должность. Человек лишь может научиться ЭФФЕКТИВНО их решать, а попытки избежать совершения ошибок равносильны БЕЗДЕЛЬЮ.

Добрый день, Андрей!
Ваш пост очень гармонично дополняет мой пост прошлой недели, где я рассуждал об эффективности “классической” модели образования, полностью согласен, что только действующий получает навыки и умения, а так же может оценить свою эффективность! Именно поэтому я предлагал в своем посте привлекать студентов к реальной работе, чтоб под надзором куратора они могли совершать ошибки, которые не приведут к потерям. В последствии студент уже наберется опыта и научится предвидеть свои ошибки и научится быстро находить и исправлять уже совершенные!

Андрей, спасибо за пост!
Действительно, лучше сделать что-то и разочароваться в результате, чем не сделать и вечно сомневаться: может, стоило тогда действовать? Ошибки приносят нам дополнительную информацию, которой без ее совершения не было бы. И кстати, некоторые очень известные компании на рынке оставляют на должности накосячившего на много миллионов человека: во-первых, пусть исправляет косяк, во-вторых, его ошибка уже стоила компании миллионы – он хорошо усвоил урок и больше не будет ошибаться)))

По поводу обучения как этапа жизни: смотря какое обучение имеется в виду)) если обучение в детском саду/школе/университете, то это действительно можно рассматривать как этап жизни.
Но мы на курсе говорим об обучении практикам. И в этом понимании это не какой-то этап жизни, которому вы уделили внимание и все, больше не возвращаетесь к этому, а стадия жизненного цикла деятеля, которая находится вне физического времени. Обучаться новым практикам вам придется постоянно, потому что мир динамически меняется, практики в мире устаревают и заменяются на новые – и вам придется регулярно заменять применяемые практики как вами в разных ваших ролях, так и в ваших проектах. Так что обучение практикам никогда нельзя закончить; но можно менять практики реже в зависимости от того, к какому платформенному уровню они относятся. Например, практики мыслительного мастерства нужно будет перетряхивать реже, чем прикладные практики. Прикладные практики сильно меняются за 3-5 лет; мыслительные за 10-15. Практики собранности, по всей видимости, будут меняться и того реже (правда, насчет практик остального стека вписанности в окружающий мир пока этого утверждать не могу).