Расслоение общества

Основные тренды развития цивилизации показывают, что будет всё более явным расслоение между интеллектуальным меньшинством и потребляющим населением. Между деятелями и потребителями. Невозможно прогнозировать общий уровень образованности населения: он может не сильно измениться. Разделение же будет в поведении людей.

Поведение деятеля будет направлено на постоянное решение всё новых и сложных задач, расширение кругозора и привитие сложных интересов, создание все лучших и лучших продуктов (сервисов), изучение и открытие новых методов, теорий и трансдисциплин, которые имеют отложенный эффект на жизнь[1]Потребительское поведение — это, наоборот, избегание сложности, тяга к проверенному и понятному, постоянное потребление информации[2] вместо создания контента и продуктов, изучение только интуитивно понятного и приносящего быстрый результат[3].

Мы разобрали физические, или видимые, преимущества цивилизации. Тем не менее главное достоинство цивилизации состоит в том, что она дала человеку время. В древности только богатые люди имели свободное время для досуга, чтобы осознанно обучаться науке и искусству или исследовать мир. Остальному населению нужно было тратить время на выживание. Сейчас же вопросы выживания не требуют работы от рассвета до заката.

У современного цивилизованного человека появилось достаточно времени, которое можно использовать по-разному. Кому-то времени даже не хватает, чтобы удовлетворить свои бесконечные интересы, а кто-то не знает, куда деть время и чем себя занять. В будущем количество так называемого свободного времени, то есть времени, когда человеку придётся самому себя занимать, будет только расти. Например, уже говорят про 4-дневную рабочую неделю или базовый доход, который будет выплачиваться всем независимо от трудовой деятельности.

Интеллектуал инвестирует время в кругозор и мастерство, а потребитель тратит время в пассивном потреблении информации (например, из ТВ и соцсетей) и растрачивает внимание на социальные стереотипы (следит за жизнью богатых и успешных). Интеллектуал имеет сложные интересы, которые связаны с новым и сложным. Например, с работой и учебой, с исследованиями и познанием. А потребитель удовлетворяет проверенные и простые интересы, которые связаны с биологическими потребностями или установленными в культуре шаблонами. Например, все свободное время зависает в соцсетях, смотрит видео и непринужденно общается.

Интеллектуал формирует свою картину мира из лучших теорий человечества (sota), что требует умственных усилий и собранности. Потребитель пользуется стандартизованными картинами мира, которые кто-то упростил и сделал доходчивыми, чтобы человек не тратил усилий в их освоении и применении. Интеллектуал будет создавать востребованные потребителями продукты и сервисы, а потребители будут находиться под риском потери работы и копить деньги на покупку очередных новшеств. Интеллектуал, удовлетворяя сложные интересы и бесконечно развиваясь, живет интересной жизнью. Потребитель, имея только простые интересы, всегда мечтает о большем, но не меняет своего поведения и будет довольствоваться имеющимся.

Сложность новых дисциплин (теорий) придётся осваивать всем тем, кто не хочет быть только потребителями. Если человек становится деятелем, который меняет мир и создает системы, то ему придётся брать сложность на себя. Если хотите чего-то добиться в мире, то вам придётся идти за сложностью и самому становиться сложной личностью. Усилившаяся конкуренция ведет к тому, что потребителю становится все проще и проще жить (если есть ресурсы), но деятелю, наоборот, приходится решать все более сложные задачи. Нельзя путать потребительский взгляд и взгляд деятеля. Например, если вы хотите, как ученик, обучение попроще, то вы явно спутали роль потребителя и роль деятеля, которым хотите стать в процессе обучения.

Разобранные плюсы и минусы прогресса показывают, что произойдет расслоение общества на тех, кто сможет использовать плюсы и справиться с минусами, а также тех, кто частично будут пользоваться плюсами, но при этом не смогут даже осознать минусы и не поменяют свой образ жизни[4]. Водораздел будет проходить по содержанию и сложности потребляемого контента, по отношению к сложности, по времени удержания внимания и концентрации на целях, по регулярности мышления письмом, по способности с нуля быстро осваивать новое и быть уверенным в будущем, по использованию свободного времени. Чтобы быть деятелем, который живет интересной жизнью, необходимо выбирать правильную сторону водораздела между интеллектуальным меньшинством и потребляющим населением.

Кроме того, нельзя не отметить ещё одну характеристику, по которой происходило и будет происходить расслоение общества. Несмотря на технический прогресс, человечество не достигло успехов в нахождении вознаграждения внутри себя. Ещё Будда говорил про счастье внутри человека, но до сих пор большая часть людей считает себя несчастными и не получает радости от жизни. Деятель должен уметь испытывать радость независимо от внешних обстоятельств[5]. Не быть заложником биологических потребностей и навязанных социальных стереотипов, а осознанно формировать собственные интересы и бесконечно развивать свое жизненное мастерство для удовлетворения своих широких интересов и создания успешных систем для других людей.

В таком случае деятель будет уверен в будущем. Мы, возможно, стоим на пороге масштабных изменений, которые создадут дискомфорт для многих людей. Человечество с удовольствием пересело на автомобили, но что творилось в сознании извозчиков, можно только догадываться. Точно не хотелось бы прочувствовать такие же переживания.

Быстрое изменение мира приводит к тому, что картины мира потребителя перестают соответствовать реальности[6], и его жизненное мастерство не позволяет удовлетворять потребности. Не развивающийся целенаправленным образом человек[7] не получает удовлетворения и радости, и не видит перспективу. Происходит выгорание, стресс, отсутствие цели и смысла любой деятельности[8]. Это безысходная ситуация, из которой выбраться довольно сложно, но можно в нее не попасть. Об этом данный курс.

Потребители больше рискуют потерять ориентиры в жизни, поскольку держатся за старые модели мира и не имеют мастерства работы со сложностью мира. Тем более, что познание мира не является главной заботой потребителя, его больше волнует избавление от неприятностей и тревог, а также продолжение рода.

Поэтому потребители будут все чаще сталкиваться с ситуацией, когда их личная картина мира не соответствует текущей реальности. Дети с удовольствием интегрируются в мир, а взрослые с возрастом потребляют все больше информации о прошлом[9]. Часто взрослые избегают нового и сложного, не интегрируют в свою картину мира новую информацию. Или не хотят разбираться в информации, которая для них контринтуитивна. Несмотря на возраст, потребителем можно стать и в 20 лет, но быть деятелем и в 80 лет[10].


Понятия и модели: расслоение общества; «плюсы и минусы прогресса».

  • [1]  Деятель будет мыслить инвестициями, в том числе инвестированием времени или созданием сложных технологий и трансдисциплин, которые требуют времени на освоение.
  • [2]  Преимущественно будет потребляться информация, которая соответствует текущему развитию. И будет игнорироваться информация, которая требует умственного напряжения и размышления.
  • [3]  Если человек избегает сложности, то он не сможет длительный период инвестировать время. Конкурентный результат требует больших инвестиций времени.
  • [4]  Возможно, появится новая форма социальной стратификации, где основным фильтром будет отношение к сложности и к способности осуществлять когнитивно-сложную деятельность.
  • [5]  Про требование «автономности» подробнее поговорим в главе 12.
  • [6]  Настаёт момент (последняя капля), когда потребитель осознаёт, что мир поменялся.
  • [7]  Это может быть даже высокий руководитель, который занимается исключительно операционной деятельностью, и соответственно имеет узкие интересы.
  • [8]  Хотя, скорее всего, цели и желания присутствуют, но человек не знает, как их реализовать. Осознанно или неосознанно он понимает, что не имеет соответствующего жизненного мастерства, в том числе чтобы сделать первые шаги в сторону от текущей гнетущей ситуации.
  • [9]  Тест: насколько часто вы слушаете старые песни и больше вспоминаете, чем думаете о перспективах будущего?
  • [10]  Возраст отражает общее потраченное время жизни, а наличие интеллекта, осознанности и ответственности – результат инвестированного времени.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»