Будет следующая версия грамотности

Вот мой текст ровно 12-летней давности, 5 сентября 2009 года, "На всех не наупрощаешься. Будет следующая версия грамотности" (https://ailev.livejournal.com/724050.html):

Снова и снова встает вопрос: нужно ли нам предельно упрощать методы (т.е. способы получения "гарантированно превосходного результата" в какой-то предметной области), или все-таки подтягивать пользователей до такого уровня, чтобы он нашими сложными методами мог воспользоваться?! Вновь и вновь звучит аргумент, что пользователи даны такими, какие они есть, и слишком сложные методы не имеют шансов. Упрощать, без вариантов.

Но ведь не все методы можно упростить! Некоторые описания имеют огромную сложность в восприятии не потому как они еще не упрощены, а потому как без необходимой сложности этих описаний нельзя отразить сложность мира. Есть предел упрощениям!

Мне кажется, что эта дорога "к тупому пользователю" и "к сложным моделям" все-таки должна быть двусторонней. Где понятно как, нужно упрощать. Где непонятно уже, как упрощать, нужно подтягивать пользователя.

Аргумент у меня исторический: когда-то большинство "пользователей" не могли ни читать, ни писать. Тем самым для них было закрыто огромное количество самых простых моделей. Жизнь потребовала, чтобы умение читать и писать появилось практически у каждого "пользователя". Мир не смог упроститься, чтобы им было удобно пользоваться без умения читать и писать. Я думаю, что следующим шагом будет умение читать и писать не только "просто тексты", но модели. Ага, чтение разных моделей и моделирование будут (о чем и говорит все время Алан Кей, http://ailev.livejournal.com/470473.html) элементами обычной (для будущего) грамотности (тут я не вдаюсь в подробности, будет ли эта "грамотность" уделом пользователей-людей, или киборгов, или ИскИнов, ибо понимаю, что говорю о довольно длительных промежутках времени -- пары десятков лет вблизи сингулярности достаточно, чтобы эта оговорка могла быть важной, а такие культурные сдвиги за меньшее время не происходят).

Начало этой маленькой "пользовательской революции" проходит уже сейчас. Уроки информатики в первом классе как раз часть такого подхода. Компьютеры на каждом столе, в каждом кармане, в каждых часах на руке -- просто часть необходимой материальной инфраструктуры, как книгопечатание было частью инфраструктуры для всеобщей грамотности. Сначала хоть как-то разбираться в "моделировании вообще" будут только элиты (совершенно необязательно к этой элите нужно относить чиновников или богачей, ведь и умение читать не было в эпоху всеобщей безграмотности привилегией власти или аристократов). Это "сначала" происходит уже прямо сегодня. А затем потихоньку эти умения станут достоянием всего общества. Массовый "пользователь" тем самым подтянется для восприятия очередного уровня сложности предлагаемых ему для освоения методов.

Заметим, что я тут неявно (а этим замечанием уже и явно) возражаю против тенденции говорения про "всеобщее оглупление". Нет, никакого "всеобщего оглупления" не наблюдается. С другой стороны, будет происходить неизбежное перераспределение знаний: знания публики в моделировании будут прирастать, а вот в некоторых других дисциплинах (не хочу тут останавливаться, каких именно, но исторически укажу на богословие и латынь) уменьшаться.

Почему речь идет именно о моделировании? Да это же просто продолжение письма и чтения (способов описывания мира) другими средствами, более точными и мощными, чем "просто текст". Это просто грамотность, следующая версия.

Собственно, я все время об этом пишу, но раньше я писал "программирование", а теперь чуть обобщил -- "моделирование", имея ввиду не только исполняемый программный код, но и другие виды моделей (прежде всего порождающие, если мы говорим об освоении различных методов. Программированием я бы сейчас называл программирование поддержки DSL, т.е. "метамоделирование", а вот моделированием -- именно что пользовательское моделирование на DSL в рамках мультиDSL-среды, http://ailev.livejournal.com/683311.html).

Я бы тут переписал не слишком много:
1. Про то, что ИскИны тоже должны уметь моделировать, а не просто "быть грамотными" сейчас не говорит только ленивый, это идея explainable AI, просто "текст с решением проблемы" для AI оказался недостаточным, нужны объяснительные модели.
2. Что никакого всеобщего поглупения не наблюдается, так это мне в комментах тогда возражали, сегодня же есть некоторые свидетельства (например, замеры IQ для ковид-детей показывают сильное падение этого IQ, и люди пока не очень понимают, это уже навсегда, или таки потом как-то отрастёт -- шестой абзац в https://ailev.livejournal.com/1579775.html. Инженеры учатся без доступа к железкам, и так далее. У меня был более года назад текст про коллективный иммунитет от глупости, многие его идеи за это время так и не устарели -- https://ailev.livejournal.com/1520730.html). Я бы теперь использовал для определения всеобщего поглупения не абсолютную величину, а SoTA по интеллект-стеку, и смотрел бы, сколько человек владеют SoTA -- и процент от всех людей, и в абсолютном значении. То есть как всегда с интеллектом: дифференцированно по разным типам проблем, не скаляром.
3. Про DSL -- тут основная идея верна, но поправочка вышла, ибо вопрос был про разбирательство большого числа людей с семантикой, онтологией, логикой на более скромном ("псевдокод") уровне строгости, чем классический язык программирования (вот тут я про это чуть подробней: https://ailev.livejournal.com/1580041.html). Типа как "математика на уровне Экселя". Так и тут "моделирование на уровне coda.io", так что новая грамотность -- да, наш интеллект-стек как раз про это, про моделирование. Алан Кей при этом думал примерно как я: у него это классический язык программирования и далее STEM. Но нет, жизнь поворачивает по-другому. Это не значит, что не надо классического языка программирования и STEM, но с классической информатикой тоже не всё просто. Вот я про алгоритмику писал недавно, как её сейчас колбасит: https://ailev.livejournal.com/1581366.html

Но общая идея текста, что "грамотность -- это умение выразить свои мысли на самом современном медиа, доступном человечеству" -- она остаётся верной. Да, "мышление письмом" заменяется на "мышление письмом/моделированием", с флегматичным замечанием, что моделирование/программирование/онтологизирование/схематизирование/абстрагирование -- это всё одно, и оно должно быть в большом/in-the-large, а ещё нужно учить и демоделировать/рендерить/конкретизировать, а сами модели должны быть объяснительными, то есть про причины-следствия, а не "любые", и их появление и развитие описывается эволюционной эпистемологией, которую тоже нужно как-то представлять. Но стоп, это я уже пытаюсь прописать полный интеллект-стек, он весь оказывается про моделирование, коммуникацию, бесконечное развитие. Это и есть новая грамотность. Делать людей умнее, в том числе научить их пользоваться самым лучшим медиа, известным человечеству -- компьютером (не факт, что классической архитектуры), чтобы моделировать, а не просто писать, как в прошлой грамотности.

UPDATE: обсуждение в чате блога -- начиная с https://t.me/ailev_blog_discussion/10402, комменты в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10221654122036398