Эссе по системному мышлению (первая часть)

Я практикую мышление письмом на работе. На автомате всегда записываю мысли в inbox, затем обрабатываю их, расписываю подробно идеи/задачи для коллег. Но когда вопрос касается написания статьи и эссе у меня голове происходит стопор. Первый абзац и появился, как попытка растопить лед перед написанием эссе.

Знакомство с ШСМ

В ШСМ начал проходить обучение в мае текущего года. Мне удалось пройти курс "Образование для образованных", затем я успешно прошел курс "Онтологика и коммуникация" (было реально сложно! и мне повезло, что администратор курса предложила перенести на другие даты, другие курсы, которые я оплатил в ШСМ), пробовал освоить "Системный фитнес", но честно сказать, этот курс не для онлайн обучения, и я перестал практиковать :)

Былая подготовка позволила мне легче воспринимать текст школы, и я уже был знаком с основными концепциями, но в том же время учебник "Системного Мышления" привнес много кейсов, и позволил расширить свое понимание уже знакомых вещей, а в некоторых концепциях и привнести более адекватное понимание.

Инсайты во время курса / выполнении проектов 

Из первого блока "О мышлении" пронзила мой ум глава "Слова-термины важны и не важны" и все что связано с терминами. Так уж получилось, что в рамках своего проекта бесконечного развития, я проходил много курсов, один из которых был курс "Систематизация бизнеса" (Высоцкий консалтинг), основанный на работах Рона Хаббарда, и там огромное внимание уделялось терминологии и формализму. В каждом тексте мы сидели со словарем русского языка, и "проясняли" значение слов, чтобы улучшить коммуникацию.

Конечно, методика управления по Хаббарду не прижилась в молодой IT-компании, и более того нанесла значительный урон бизнесу. Но после этого в моей голове появился “баг”, и я продолжил пытаться создать глоссарий у себя в компании, внедрить магические процедуры, например, шаблон “провести собрание идеально" (причем бизнес-процессы разрабатывал лично, а не использовал фреймворки). Я был зациклен слишком на формализме. Интуитивно  понимал, что это не ведет к успеху, но объяснить себе, что не так я все-таки не мог.

Проходя курс, одна только реплика о том, что в реальном мире, люди будут использовать разные слова для описание одинаковых концепций и, что следует синхронизироваться на уровне концепций — перевернула и пошатнуло мой строгий упорядоченный (НО только в моей голове) мир, привнесла адекватность в мою ментальную карту. С первой же главы я получил лекарство от давней болезни, которая могла украсть еще много напрасных усилий в попытке построить идеальную, формализованную систему управления бизнесом.

Глава по воплощению системы читалась легко, и после курса по “Онтологике” с полным пониманием. Так было до момента пока я не наткнулся на кейсы, и ответил только в половине случаев. Это был классный урок, о том, что чувство уверенности в собственном понимании вещей может быть мнимым. После этого я еще раз (уже более вдумчиво) ознакомился с уроком, и откалибровал свое понимание. Хочется добавить, что "кейсы-упражнения" — это то, чего не хватало в курсе “Онтологика и коммуникация”. Это классный способ натренировать свою "нейронку" скармливая материал и сравнивая с ответами.

В главе «Роли», хотя я ориентировался лучше, но все таки обогатил свое понимание. Инструмент ролевого мышления я вшил себе в голову во время курса “Онтологика и коммуникация”.

На работе произошла ситуация (стандартная для всех), когда между сотрудником отдела продаж и сотрудником, который отвечает за продукт произошел конструктивный конфликт по поводу обещаний клиентам, и возможностей компании по обеспечению обещаний :) 

Вместо попытки принять решения, или объяснять, как я вижу эту ситуацию, я поступил по-другому. Я начал при сотрудниках обозначать их роли, говоря об интересе-предпочтении-намерении этих. 

Они были удивлены, и действительно поняли, что их форма реальности, это лишь одна из форм реальности, и она обозначена лишь ролевым предпочтением. И другие роли тоже можно понять, и даже необходимо учесть их предпочтения. При условии доверительных отношений в компании, а также единой системы мотивации у обоих (% от прибыли) — сотрудники смогли договориться между собой самостоятельно. 

Для меня и для них этот кейс был настоящей «метанойей», переход на другой уровень понимания и менеджмента. Ранее, в своей модели управления, я просто принимал директивно решение, возможно, дав дополнительный комментарий почему именно так. Сейчас же получилось решить вопрос на более высоком уровне, и этот опыт позволил мне обогатить свою модель управления, а также сотрудникам лучше договариваться и понимать друг друга.

Круто! Тема ролей - похожа на картинку, которую уже не развидеть (ну, я надеюсь, что это знание останется со мной подольше). На работе это понимание начало как-то срабатывать "на автомате" - что есть твои интересы и потребности, есть интересы/потребности других (да и методы работы могут быть разные) и это нормально! Раньше чувствовал себя не комфортно, пытался "синхронизировать" один общий взгляд на вещи среди всех (мы же команда!). А оказалось, что это нормально, желание "синхронизации" ушло и пришли другие мысли, более конструктивные - как с этим работать

прикол Системного фитнеса в том, что даже если ты недопрактивовал до конца, но хотя бы чето успел попробовать - то это уже "не развидеть": начинаешь чуять в теле то, чего раньше не было, боли-зажимы. Я даже стал удивляться, почему я так страдаю, а все вокруг нет - а просто они внимания на это не обращают ))

Спасибо, Руслан, за такой жизненный пост. Сейчас реально важно в любой отрасли распределять роли, делегировать задачи и быть максимально ответственным, ведь от какого звена зависит конечный продукт, его качество и рентабельность. У каждого, думаю, есть (если нет, то после прохождения этого курса будет) такой пример, который доказывает существование метанойи. У каждого человека в ходе жизненного цикла, особенно в подростковом сознательном периоде, происходит множество таких феноменов. Например, человек, следящий за своим здоровьем или приходящий в форму, сначала не понимает, как расходуется энергия, как ее тратить для достижения результата, какие биохимические процессы при этом происходят. Человеку сложно это понять. А затем, в ходе того, как человек начинает в этом разбираться и осознанно подходить к процессу, его эти факты уже не удивят, он просветляется и ему намного легче осознавать то, как он питается, активно проводит время, как и на что расходуется энергия и как ей управлять. Человек счастлив от того, что он осознанно достиг своей цели и теперь какие-либо факты и знания не вызывают у него затруднений. И так с каждым новым открытием.