Сегодня на первом дне занятий СМС нас гоняли по выявлению целевой системы предприятия. Нужно выявить самую мякотку - базис для всех сотрудников, похоже на миссию предприятия.
Поразмыслив, нашел множество ЦС нашего предприятия, а возможно даже множество view, точек зрения предприятия, с разными ЦС у каждой.
Попробую воспроизвести свой ход мышления, как я выявил несколько целевых систем и предлагаю вам обсудить в комментах мои умозаключения.
Первое приближение, очевидное
Мы предоставляем клиентам услугу аренды виртуальных серверов. То есть, нашей целевой системой будет виртуальный сервер.
Второе приближение, уточняем
Виртуальный сервер для бизнеса - так написано прямо у нас на лендинге, даже придумывать не нужно. Здесь "для бизнеса" - обозначает нашу ориентированность на потребности клиента, нацеленность на решение задач клиентов и разделение его проблем (например, мы можем считать, что поломка сервиса клиента его клиентам - наша проблема тоже, вне зависимости есть ли в этом наша вина), вышедшую из опыта компании в б2б продажах.
С точки зрения СМ, это уточнение было бы лишним (СМ и так не даст забыть про потребности), но говорящее название очень помогает в коммуникации, помогает не забывать о главном и без владения СМ.
Третье приближение, есть нюанс
Дело в том, что виртуальными серверами для бизнеса занимается только одно из направлений в компании, а есть и другие направления.
Я задумался, что если ЦС у предприятия в целом может быть только одна, то какая?
Прибыль с направления в общак. У предприятия есть направления (не важно какие и сколько), направления зарабатывают выручку, получают прибыть, сколько-то прибыли остается "бонусами" у сотрудников направления (внутренние предприниматели), а часть уходит "в общак" - на выплату дивидентов или реинвестирование в новые направления.
Получается, предприятие заинтересовано в прибыльных, долгоживущих направлениях - это и есть главная ЦС.
Можно судить о разных ЦС из разных view: одна с точки зрения всего предприятия и по одной на направление. Либо есть только эта главная ЦС, а остальные - это "наши системы"? Сегодня обсуждали метод: "можно ли распилить эти предприятия на разные юр.лица?" - наши направления можно (в теории), значит вероятность множества ЦС высока.
Четвертое, временная ЦС/ЦС жизнеобеспечения/стартаперская ЦС/поставленная сверху ЦС/ЦС design_time-view
Вернемся к нашему направлению. ЦС - Виртуальный сервер для бизнеса, по учебнику. Но на данном этапе это может быть не главное. Например, на раннем этапе запуска направления у нас стоит задача проверки условия жизнеспособности/целесообразности направления. То есть, если мы не решим вопрос с потоком привлечения лидов виртуальных серверов, то мы не сможем удовлетворить потребности наших стекхолдеров предприятия в прибыли.
Это не является той ЦС, которая удовлетворяет потребности клиентов виртуальных серверов, но в начале становления направления является более важной. Можно назвать ее ЦС времени design_time.
Либо это просто какая-то подсистема или требование и вовсе не ЦС. Хотя важность этой системы может быть настолько высока, что прошлой ЦС (Виртуальный сервер для бизнеса) можно пренебречь.
Пятое. Вернемся к виртуальному серверу, пробиваем уровни
Когда говорим про ЦС "виртуальный сервер для бизнеса" - можно упереться в границу разделения зоны ответственности компании и клиента.
Можно предоставлять базовый виртуальный сервер со всем его обеспечением (бекапы, стабильность работы, защита от DDoS и т.п.), а все что идет дальше (панель управления вирт сервером, настройки сервисов, панель управления сайта, сайт) - ответственность клиента. Но как в аналогии молотка и "забитых гвоздей" оказывается, что клиенту часто нужен рабочий сайт и он не хочет возиться с настройкой виртуального сервера.
Вот возможная схема уровней:
То есть мы можем предоставлять:
- вирт.сервер+панель управления вирт.сервером
- вирт.сервер+CMS
- вирт.сервер+работающий сайт клиента (аутсорсинг администрирования)
- вирт.сервер+миграция сайта клиента (разовая услуга администрирования)
- вирт.сервер+мониторинг сайта клиента (контроль за функциями, которые предоставляет клиент своим клиентам)
Вероятно, это уровень дальнейших предпринимательских изысканий. Если будет выбран какой-то из этих вариантов границы, будет сформулирована новая ЦС (например, хостинг, PaaS или CMS_SaaS) со всеми переделками архитектуры направления в придачу. Но если будет поддержка многих вариантов, то ЦС не изменится, нельзя будет ее еще сильнее уточнить.