Мой пост скорее является вопросом для людей связанных с психологией, статистикой, программированием и, непосредственно, образовательной деятельностью, а также пищей для размышления остальных читателей.
Все так или иначе сталкивались с книжной или кино-версией историй о «Гарри Поттере». При поступлении в Хогвартс каждый поступивший надевал шляпу, которая определяла факультет для его дальнейшей (образовательной) деятельности.
Насколько реально создать такую шляпу в настоящем мире? Возможно ли обучить ИИ определять (предсказывать) процент предрасположенности и успешности человека в той или иной сфере деятельности?
Если Вы это читаете, убедительно прошу Вас сделать паузу на пару минут и подумать над этим вопросом. Далее я очень кратко распишу как я это вижу (пофантазирую), не имея достаточных компетенций ни в одной из упомянутых выше областей (психология, программирование, статистика и т.д.)
В мире порядка 18,5 тысяч ВУЗов. Это сотни миллионов студентов. Многие из них после окончания (и даже во время обучения) меняют сферу деятельности по тем или иным причинам. В частности, потому что разочаровались в выбранной специальности. То есть люди тратят свой главный, невосполнимый ресурс - время на то, что неинтересно и в жизни вряд ли пригодится.
Предполагаю, что если бы существовала «шляпа», задающая вектор успешного развития человека, то в каждой актуальной сфере деятельности было бы больше компетентных и заинтересованных лиц, инвестирующих свое время в «нужное» русло. Вероятно, наличие такого распределения привело бы к выравниванию «уровня достатка» населения, сводя процент людей, находящихся за чертой бедности к минимуму.
Уточню, что речь не идет об определении конкретной специальности (горный инженер или маркшейдер, лингвист-переводчик и т.д.), а скорее об определении той области деятельности, в которой человек смог бы реализоваться с определенной долей успешности (науки о Земле, семиология и т.д.)
Отсюда формируется главное требование к «шляпе»: определить процент вероятной успешности человека в той или иной сфере деятельности с минимально возможной погрешностью.
Предполагаемые необходимые блоки:
- Ограниченная выборка сфер деятельности (факультеты и направления ВУЗов);
- Критерии оценки (увлечения той или иной деятельностью, успешности выпускника, образованности и др.);
- Большая база данных включающая информацию о студентах и выпускниках (можно без имен), в том числе данные об успеваемости, предрасположенности к наукам, обучаемости; психологический портрет, характеристику после окончания ВУЗа (критерии успешности) и многое другое .
- Тест, проводимый над каждым студентом и выпускником, заполняющий базу данных (п.3);
- Распределяющая "шляпа" (программа): анализ поступающего студента по всем необходимым пунктам и определение наиболее вероятной сферы деятельности, в которой студент достигнет успеха;
- Время. Много времени, требуемого как на создание всех блоков, тестирование студентов, оценку их успешности после ВУЗа, так и на оценку достоверности результатов «шляпы».
Это лишь краткая версия того как я это вижу, пишите свои идеи и мысли в комментариях!