Распределяющая «шляпа» для ВУЗов

Мой пост скорее является вопросом для людей связанных с психологией, статистикой, программированием и, непосредственно, образовательной деятельностью, а также пищей для размышления остальных читателей.

Все так или иначе сталкивались с книжной или кино-версией историй о «Гарри Поттере».  При поступлении в Хогвартс каждый поступивший надевал шляпу, которая определяла факультет для его дальнейшей (образовательной) деятельности. 

Насколько реально создать такую шляпу в настоящем мире? Возможно ли обучить ИИ определять (предсказывать) процент предрасположенности и успешности человека в той или иной сфере деятельности? 

Если Вы это читаете, убедительно прошу Вас сделать паузу на пару минут и подумать над этим вопросом. Далее я очень кратко распишу как я это вижу (пофантазирую), не имея достаточных компетенций ни в одной из упомянутых выше областей (психология, программирование, статистика и т.д.)

В мире порядка 18,5 тысяч ВУЗов. Это сотни миллионов студентов. Многие из них после окончания (и даже во время обучения) меняют сферу деятельности по тем или иным причинам. В частности, потому что разочаровались в выбранной специальности. То есть люди тратят свой главный, невосполнимый ресурс - время на то, что неинтересно и в жизни вряд ли пригодится. 

Предполагаю, что если бы существовала «шляпа», задающая вектор успешного развития человека, то в каждой актуальной сфере деятельности было бы больше компетентных и заинтересованных лиц, инвестирующих свое время в «нужное» русло. Вероятно, наличие такого распределения привело бы к выравниванию «уровня достатка» населения, сводя процент людей, находящихся за чертой бедности к минимуму. 

Уточню, что речь не идет об определении конкретной специальности (горный инженер или маркшейдер, лингвист-переводчик и т.д.), а скорее об определении той области деятельности, в которой человек смог бы реализоваться с определенной долей успешности (науки о Земле, семиология и т.д.)

Отсюда формируется главное требование к «шляпе»: определить процент вероятной успешности человека в той или иной сфере деятельности с минимально возможной погрешностью. 

Предполагаемые необходимые блоки:

  • Ограниченная выборка сфер деятельности (факультеты и направления ВУЗов);
  • Критерии оценки (увлечения той или иной деятельностью, успешности выпускника, образованности и др.);
  • Большая база данных включающая информацию о студентах и выпускниках (можно без имен), в том числе данные об успеваемости, предрасположенности к наукам, обучаемости; психологический портрет, характеристику после окончания ВУЗа (критерии успешности) и многое другое .
  • Тест, проводимый над каждым студентом и выпускником, заполняющий базу данных (п.3);
  • Распределяющая "шляпа" (программа): анализ поступающего студента по всем необходимым пунктам и определение наиболее вероятной сферы деятельности, в которой студент достигнет успеха;
  • Время. Много времени, требуемого как на создание всех блоков, тестирование студентов, оценку их успешности после ВУЗа, так и на оценку достоверности результатов «шляпы». 

Это лишь краткая версия того как я это вижу, пишите свои идеи и мысли в комментариях!

Вадим, спасибо за пост!
Забавно, что вы привели пример с “Гарри Поттером”. Потому что один из ключевых моментов сюжета, связанных с распределяющей шляпой, связан со свободой выбора. Шляпа предлагает главному герою поступить в Слизерин, а он отказывается. Хотя предрасположенность к Слизерину у него была (известно, почему, но ведь была же).

Проблем с этим предложением достаточно. Некоторые из них, которые с ходу пришли в голову:

  • это тестирование, похоже, будет измерять какие-то "врожденные" способности. Их очень, очень, очень мало: как ни странно, большая часть применяемых практик, поставленного мастерства в деятельности – выучиваемая. Как это измерять?
  • вузы очень медленно меняют свои образовательные программы – а новые занятости и профессии появляются куда как чаще. Как оценить и измерить способности к профессии, которой еще нет?
  • как же такая самая свобода выбора, свобода воли?
Вообще, с предложениями "как осчастливить весь мир" очень много проблем. Высокий системный уровень (примерно уровень "государства"), куча противоречащих друг другу интересов массы исполнителей самых разных внешних проектных ролей. Договориться там будет очень тяжело.

К сожалению вы пытаетесь избрести серебрянную пулю, полагая что ВУЗ=Образование. Вот неплохая статья о том что такое ВУЗ, прочитав её станет понятно почему рейтинг Times Higher Education это хорошо, а выбор конкретного ВУЗа не является проблемой.
Это примерно как при помощи ИИ для большей урожайности определять координаты посадки растения, а не состав почвы/климат.