На второй неделе курса "Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021" его понятийный аппарат и инструментарий начал просачиваться в мою реальную жизнь.
Уже некоторое время формулируем с коллегами что-то вроде паспорта проекта с его текущими достижениями, и идёт, откровенно говоря, туго. Достижения-то есть, бизнес-выгоды тоже на горизонте - но слайды, понятные человеку снаружи проектной команды, не получаются.
И тут очередной созвон, шарим экран, коллега показывает, что изменила в презентации.
Я включаю микрофон и начинаю говорить.
О том, что именно и почему мне кажется неудачным. В какую сторону я бы это развернула. И какие именно идеи всё-таки отразила бы на этих слайдах.
Говорю много, и именно в таком порядке: от "что-то не то" через "а как было бы лучше" к "а давайте так", обдумывая в процессе речи.
Со мной где-то соглашаются, о чём-то спорят, предлагают свои варианты.
"Запиши," - говорю коллеге со слайдами. - "Запиши прям так, простыми словами, длинным предложением. Некрасиво, зато наша мысль будет очевидна и однозначна. Потом отредактируем до красоты."
И мы записываем. И дело движется на порядок быстрее, чем раньше.
А я внезапно осознаю, что прямо сейчас применяю практику из курса: мышление письмом (ещё проговариванием, но это суть одно и то же: мышление через речь).
Что изменилось за полторы недели курса (и наполовину прочитанную книгу How To Take Smart Notes)? Я поняла и приняла эффективность именно мышления через речь, а не только оформления готовых идей в тексты. На том же примере: ты открываешь слайды - они тебе не нравятся - ты ожидаешь от себя и других конструктивных предложений. И здесь пропущен очень важный шаг: между "не нравится" и "выдать готовое рацпредложение" нужно подумать. Хотя бы в собственной голове, гораздо лучше - на бумаге (в том числе, электронной), а если ещё и коллективно вслух, с обратной связью - вообще шик.