Мышление письмом по проектным слайдам

На второй неделе курса "Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021" его понятийный аппарат и инструментарий начал просачиваться в мою реальную жизнь.

Уже некоторое время формулируем с коллегами что-то вроде паспорта проекта с его текущими достижениями, и идёт, откровенно говоря, туго. Достижения-то есть, бизнес-выгоды тоже на горизонте - но слайды, понятные человеку снаружи проектной команды, не получаются.

И тут очередной созвон, шарим экран, коллега показывает, что изменила в презентации.

Я включаю микрофон и начинаю говорить.

О том, что именно и почему мне кажется неудачным. В какую сторону я бы это развернула. И какие именно идеи всё-таки отразила бы на этих слайдах.

Говорю много, и именно в таком порядке: от "что-то не то" через "а как было бы лучше" к "а давайте так", обдумывая в процессе речи.

Со мной где-то соглашаются, о чём-то спорят, предлагают свои варианты.

"Запиши," - говорю коллеге со слайдами. - "Запиши прям так, простыми словами, длинным предложением. Некрасиво, зато наша мысль будет очевидна и однозначна. Потом отредактируем до красоты."

И мы записываем. И дело движется на порядок быстрее, чем раньше.

А я внезапно осознаю, что прямо сейчас применяю практику из курса: мышление письмом (ещё проговариванием, но это суть одно и то же: мышление через речь).

Что изменилось за полторы недели курса (и наполовину прочитанную книгу How To Take Smart Notes)? Я поняла и приняла эффективность именно мышления через речь, а не только оформления готовых идей в тексты. На том же примере: ты открываешь слайды - они тебе не нравятся - ты ожидаешь от себя и других конструктивных предложений. И здесь пропущен очень важный шаг: между "не нравится" и "выдать готовое рацпредложение" нужно подумать. Хотя бы в собственной голове, гораздо лучше - на бумаге (в том числе, электронной), а если ещё и коллективно вслух, с обратной связью - вообще шик.

1 лайк

Согласна, Светлана. Я часто замечаю, что вроде "внутри" много понимания, но когда пытаюсь объяснить другим какую-то интересную и важную мысль - вдруг наступает ступор, нехватка общего понятийного аппарата, перескакивание между мыслями (пропуская важные связующие элементы) и, как следствие - напряг, непонимание между людьми и чувство неудовлетворенности.


Поддерживаю вас и себя в намерении развивать мышление через речь и письмо (письмо мне дается гораздо легче чем речь).

Мария, благодарю и взаимно!

Светлана, отличный пост, спасибо за рассуждения!
Утащу его в примеры в главу 3, если не возражаете?))

Мария, знакомый эффект))) практика мышления проговариванием + письмом/моделированием тут действительно может помочь начать устранять проблемы с пониманием.
А еще само понятие “ролевых практик” и “ролевых интересов”, которых мы кратко коснемся в тренинге 3, и которые будут подробно разжеваны в тренинге 5)

Анна, спасибо за обратную связь!
Конечно, мне будет только приятно :slight_smile:

Супер, спасибо))

Работаю с этой главой, отличный пример, хорошо иллюстрирует коллективное внимание.