Это же не мем, это моя жизнь!

Из-за слабой конкуренции на образовательном рынке и участию государства, многие университеты учат устаревшим теориям, которые не выбраковываются десятилетиями.

Именно в такую ловушку я и попался во время обучения в вузе.

Всегда стараясь быть прилежным студентом, я изучал дополнительную литературу, посоветованную уважаемым преподавателем, основные теории и технологии старался разобрать и заучить так, чтобы сразу рождалась чёткая картина в голове.

Полученные "пятёрки" после экзамена еще больше подстёгивали меня "развиваться", однако, однажды я понял какую яму я сам себе рою.

Я был убеждён, что иду в верном направлении и совсем скоро стану профессионалом. Но потом я решил разобраться на реальных, актуальных данных, что происходит на производстве, почему были приняты те или иные решения? Оказалось, что я ничего не понимаю, все мои знания никому не нужны уже лет 30 точно.

Древние учебники и новые, «передранные» с «советской классики», попросту являются почти неактуальными в современном мире, и выращенный в такой системе инженер, становится никому не нужен.

Но виноват ли в этом студент? Частично да, ведь каждый может задуматься, попробовать попрактиковать свои знания и понять, что идёт не туда, а частично и нет, ведь нет поводов в себе сомневаться, когда у тебя в зачётке одни «красные сетки». Самое страшное - это студенческие олимпиады, основанные на «классике», которые могут вообще запутать участника, а победителя тем более.

Я предполагаю, что подобные ситуации возможны не только в нефтегазовой отрасли.

На мой взгляд, студент должен всегда быть максимально приближен к текущей ситуации на его реальном будущем месте работы. Безусловно, в устаревших учебниках заложены базисные теории, от которых стоит отталкиваться, но ни в коем случае не останавливаться!

Одним из путей выхода я вижу приглашение молодых специалистов в качестве преподавателей, возможно, увеличение целевого набора от предприятий с назначением куратора с «производства» за группой особенно мотивированных и успевающих студентов, нацеленное обучение этих студентов на реальных задачах.

Думаю, остальные студенты увидят успех своих коллег и начнут подтягиваться.

Если подобные программы уже существуют, их необходимо развивать и поддерживать со стороны государства.

А какой выход из ситуации видите вы?

Оказывались ли вы в такой ситуации?

P.S. Спасибо моим молодым преподавателям, которые старались актуализировать свои лекции и практики.

Спасибо кейсовому движению, что вовремя даёт взбучку.

Антон, спасибо вам за пост!
У меня ситуация не совсем такова: в выбранном профессиональном направлении пока вообще в мире мало понимания и согласия относительно необходимого мастерства и его составляющих))) это не менее весело.

Но что касается обучения: там, увы, все сложнее. Ключевая проблема – это крайне низкая скорость изменения / подстройки учебной программы под требования рынка. А скорость низкая, потому что официальное образование дико зарегулировано. Плюс, содержание образования определяют не методологи, а чиновники от образования – в итоге оно и древнее, да еще и медленно меняется. Об этом много пишет Анатолий Левенчук, можно в его блоге посмотреть посты по ключевым словам “чиновники образование” или по тегу “образование”.
Что с этим можно сделать на уровне государства (а это очень высокий системный уровень!) и можно ли – вопрос дискуссионный. С одной стороны, есть более-менее позитивные примеры: например, я училась во ВШЭ, а эти ребята не подчиняются Минобрнауки и потому могут плюнуть (и плюют) на указы чиновников и учат чему-то более-менее SOTA. С другой стороны, и у них проблемы с содержанием, потому что методологов не особо допускают к процессу: у нас было много курсов, на которых обучали много каким трандисциплинам, вовсю учили применять эконометрику и математические методы к анализу экономики – но зачем это все, сказать как-то позабыли) В итоге на выходе ощущаешь себя чуть более образованной, но все равно обезьяной, которой дали лопату и научили копать, но непонятно, что, зачем и почему. Так что непонятно, как это решать, если рассматривать гос образование – и нет ли другого способа решения проблемы.

Собственно, ШСМ как раз пытается продвигать альтернативное решение. Решили не получать образовательную лицензию, или лишимся возможности переделывать курсы, делая их более подходящими, понятными и полезными для студентов. Например, этот курс был запущен чуть более года назад, и с тех пор поменялся примерно полностью) первые потоки слушали видеолекции, с марта у нас есть учебник. На данный момент в текущей версии учебника отредактированы все главы, кроме 3 и 4. Ваш поток получит новые главы 3 и 4 с более точными объяснениями, созданными в школе буквально недавно.

Я бы сказала, что это палка о двух концах.


Да, гос. образование, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и Анна развёрнуто это прокомментировала.


Но за чтением второй главы нашего учебника я поймала себя на том, что хорошо бы подобные подготовительные курсы проводить перед вузом. Или в школе. Или на первом курсе. Прежде, чем начинать серьезно учиться, человек должен научиться это делать, поставить как отдельную практику: всё это планирование, систематическое мышление письмом и прочий экзокортекс. Тогда и из имеющейся образовательной программы выжмешь максимум, и быстрее поймёшь, если она ведёт тебя куда-то не туда.

Отличная идея! В моём университете так и было: на старших курсах предметы, связанные со специализацией (телекоммуникации) вели специалисты из Транстелекома. Правда это была дополнительная платная специализация в государственном вузе. То есть инициатива частная, а не государственная.

Удивило, что в нефтегазовой отрасли бывает так, как у вас описано. Был уверен, что уж где-где, а там всем заправляют главные сырьевые компании страны и даются максимально актуальные знания.

Пост очень большой и заметно, что выстраданный на собственной шкуре. Но готов поспорить, зачастую в том же нефтегазе есть огромное количество специализированного софта, которое постоянно обновляется в вузе, но при этом за счет дороговизны оно либо отсутствует на местах совсем, либо отсутствует в нужном количестве и вышедший из вуза специалист попадает в компанию, а там вместо необходимого программного обеспечения приходится работать в Excel.