Внимание – главный ресурс современности

С развитием технологий внимание каждого человека стало главным ресурсом, за который конкурируют все со всеми. За обращенное внимание в виде клика в интернете платят немалые деньги. Ещё вчера считалось, что за своего потребителя бьются между собой компании «БМВ» и «Мерседес», но сегодня автоконцерны конкурируют за внимание потребителя с поставщиками бытовой техники, с магазином Ашан, с политиком Алексеем Навальным.

ШСМ тоже борется за внимание человека, которого хочет просветить относительно важности усиления интеллекта. Но человек также является избирателем, покупателем продуктов, техники и автомобилей. И у него есть ограниченный ресурс внимания, который он может потратить на что угодно. Если человек целенаправленно не распоряжается своим временем и вниманием, то становится легкой добычей поставщиков доступного и красивого контента.

Каждый поставщик контента стремится завладеть вниманием потребителя, чтобы заложить в него определенную картину мира, которая в нужный момент будет востребована. Например, в тот момент, когда станет вопрос о покупке автомобиля, человек будет оперировать теми картинами мира, которые уже размещены в его голове. Ещё до покупки у потребителя формируются понятия, критерии, шаблоны и модели поведения. Автопроизводитель, как заправское учебное заведение, обучает своего потребителя, и поэтому хорошо понимает его текущий уровень развития и взгляды на жизнь. Но чтобы начать обучение и положить в голову потребителя нужные знания, необходимо сначала выиграть конкуренцию за внимание у других поставщиков контента.

Если человек не управляет своим вниманием, то значит его вниманием управляет социальная среда, которая поставляет понятные человеку шаблоны. Сформированный в общественном сознании культ потребления дает простой и понятный шаблон для принятия решений в повседневной жизни. СМИ и интернет пестрит простыми картинами мира, изучив которые, каждый считает себя специалистом по мировой политике, экономике, вирусам, обучению или космосу. Мама подскажет, что надеть в школу, а с возрастом – и на работу. Блогер или психолог тоже готовы дать инструкции на все случаи жизни. Не нужно каждый раз думать, быстрое мышление вовремя находит заранее загруженную простую картину мира, или можно спросить кого-то рядом дать понятный (шаблонный) ответ.

Так человек попадает в зависимость от социальной среды. И если оказывается перед нерешаемой проблемой, то не может самостоятельно найти выход, потому что черпает информацию из тех же самых источников, которые привели его к зависимости. Не осознавая, человек на автомате пользуется чужими картинами мира, но не способен самостоятельно создавать картины мира по своим уникальным жизненным обстоятельствам или рабочим проектам. Поэтому когда обыватель сталкивается со сложностью, то заменить неработающие простые модели ему нечем.

Попасть в зависимость от социальной среды несложно, даже зная о её существовании. Мозг постоянно желает и потребляет информацию, и причем из всей информации он выбирает ту, что касается выживания[1], а в ином случае ту, что больше привлекает внимание и проще достается. Эти заложенные природой алгоритмы используют поставщики контента, которые умеют красиво подать «жизненно важный» материал с доступной для человека картиной мира. Не клюнуть на такое невозможно, да и сложно разрушить сложившиеся автоматизмы поведения[2]. Поэтому, приходя домой, вы зачастую включаете телевизор, зависаете в соцсетях или играх, пропускаете по бокальчику.

Как стать хозяином своего внимания? Человек может научиться управлять своим вниманием: фокусировать его, удерживать, восполнять. И делать это на разных промежутках — от момента, минут, часов до жизни в целом. Подконтрольное человеку внимание не допустит манипуляций из внешней среды, но, наоборот, позволит отбирать необходимые знания и картины мира. Внимание человека должно распространяться на то, какую информацию потреблять и из каких источников, какие эмоции испытывает и какие роли играет человек, какие у человека привычки и как их улучшать, как человек учится и как отдыхает, какие цели ставит и как их достигает. Об управлении вниманием мы поговорим в третьей главе.


Понятия и модели: социальная среда; свобода воли или свобода выбора; «внимание – главный ресурс современности»; «социальная среда – потребности и картины мира человека».

  • [1]  Поэтому зритель лучше реагирует на происшествия и катаклизмы.
  • [2]  Поскролить ленту в свободное время, включить телевизор по приходу домой и т. п.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»