В курсе "Введение в системное мышление" утверждается, что обучение состоит из двух процессов. Глядя на свою жизнь, я не согласен с ним. Рефлексируя на тему собственного образовательного пути, я вижу, что тяжелейшая проблема это трудности в построении практики после знакомства с теорией. Огромнейшая часть того, что так или иначе выучивалось, улетучилась из сознания из-за неприменения с момента изучения.
Основываясь на этом, я сказал бы, что обучение это не два процесса, но один с двумя равноценными фазами. Эти фазы нельзя делить. Если так поступать, то процессу обучения наносится серьезнейший ущерб. В результате получим, что практика без теории глупа, а теория без практики слепа. С такой моделью в физическом мире возможно было бы наблюдать следующее: из условных ста тысяч человек, прочитавших книгу от корки до корки, только у одного получается реализовать познанное в физическом мире без предварительной практики. Жить в таком мире было бы гораздо страшнее.
Прохождение курса даёт возможность заполучить в своей жизни хороший пример постановки процесса обучения из двух фаз. Так сложилось, что я уже начинал вести систематические заметки и благополучно бросил это через пару месяцев. Проходя курс, начал снова. Ощутил любопытный эффект: с началом фиксации мыслей в виде заметок стало появляться больше мыслей для фиксации, а с остановкой процесса мысли исчезли, что подтверждает тезис об отсутствии мышления без письма. Сомневающиеся в обязательности обеих фаз могут поставить над собой небольшой, хоть и рискованный с точки зрения забрасывания начатого эксперимент. Когда будете готовы, остановите ведение заметок при систематическом чтении. Через 7-10 дней заметите падение эффективности изучения. Затем с возобновлением ведения заметок станет видно увеличение продуктивности. Здесь можно похвалить себя за совершение полезного для собственного будущего действия и продолжить идти по пути усиления интеллекта.
Вывод: перед началом изучения чего бы то ни было важно остановиться и подумать о наличии возможности обеспечить достаточное количество практики в дополнение к изучаемой теории. Чем тщательнее продуманы обе фазы единого процесса обучения, тем выше вероятность выучивания. Возможно не стоит приступать к изучению желаемой дисциплины, если практика по ней недоступна.