МОТИВАЦИЯ В ХАОСЕ ИЛИ ХАОС В МОТИВАЦИИ

Возможно, вы замечали, что многие люди стремятся к самосовершенстованию. Я взяла на себя смелость порассуждать на эту тему в рамках первой недели обучения на курсе «Системное саморазвитие».

Действительно, self-improvement в наше время становится не просто live-style, а какой-то просто одержимостью. Об этом говорят и наблюдения за окружающими меня людьми (коллегами, друзьями), и исследования трендов – например вот это, а самое главное – это я сама. Мое безумное желание саморазвития (собственной трансформации в сверх-человека) иногда сводит меня с ума и забивает календарь вебинарами, курсами, тренингами на которые невозможно везде успеть.

Что происходит?

Давайте вспомним человека на заре цивилизации. Силы природы властвовали над полуголым HomoSapiens: шли дожди, наступали засухи, стреляли молнии, в лесах притаились звери, в лесу попадались ядовитые корешки, а планета подкидывала то ледниковый период, то извержение вулканов или падение метеоритов. Отсюда же возникает библейский образ первых мужчины и женщины - изгнанников из рая, которым не то Прометей, не то Азирафель подарил огненный меч. Людей в процессе эволюции окружал хаос. Слишком много было вопросов и проблем выживания, на которые не было ответа. Людям нужно было хоть на что-то опереться в такой обстановке, поэтому им пришлось воспользоваться своим главным преимуществом перед другими обитателями планеты – Абстрактным мышлением, чтобы, поразмыслив всем вместе (*мышление это коллективный процесс) выдумывать самим объяснения происходящего – создавая тем самым мифы, приметы, ритуалы. Таким образом, из хаоса стало появляться знание об устройстве мира, поначалу очень примитивное и феноменологичное, но благодаря уникальной способности мыслить и создавать ментальные миры – знание постепенно становилось научным, с причинно-следственными связями, теорией, методом и практиками. Хаос отступил, а мотивация на саморазвитие и обучение стала постепенно расти.

Я думаю, что люди созданы с внутренней потребностью к улучшениям и саморазвитием. Даже гормональные реакции, доставшиеся нам от древних наших праотцов, - заставляют нас стремиться быть сильнее или красивее, (а значит получить больше шансов на продолжение рода), или быть добрыми и приветливыми (а значит получить в племени лучший кусок и не нарваться на неприятности – опять таки выжить), или быть хитрее или умнее (а значит обхитрить зверя/врага и выйти из схватки живым и с добычей).

Гормоны счастья, гормоны страха, социальные гормоны – подкрепляют наши успехи, наше развитие и бьют прямо по нам «тревогу» в случае неудачи, толкая двигаться вперед.

На социальном уровне – в родительской семье, в социуме, в духовной жизни, религии или психологии – везде мы можем услышать идею про обучение, развитие, или «стать лучшей версией себя». Вот только все люди разные и направление для развития выбирают тоже разное (кто-то мозги прокачивает, а кто-то бицепсы или язык).

Через саморазвитие человек пытался справиться с хаосом. Он постепенно узнавал все больше и все более уверенно себя чувствовал – например приобрел уверенность в том, что если сегодня он посадит пшеницу, то завтра всю зиму будет есть хлеб. А если выберет семена для посадки по-крупнее - то на следующий год сможет прокормить и большую семью.

ХАОС, который нас окружает, влияет на внутренние мотиваторы и толкает нас к саморазвитию.

Мотивация человека на саморазвитие возникает либо из ИНТЕРЕСА к новому (психологи называют это «морковка спереди»), либо из НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ старым (т.е. «морковка сзади»). Т.е. в основе мотивации на саморазвитие лежит способность человека наблюдать за окружающим миром, абстрактно мыслить, придумывать для себя лучший мир (обычно по образу и подобию кого-то, но и то не всегда) – и дальше, моделировать лучший мир для себя, планировать и развиваться, чтобы его создать (в него попасть).

Но что происходит сейчас? Кажется, что есть перекос. С одной стороны – огромное многообразие возможностей для освоения новой информации, знаний, навыков. Немыслимое количество новых абстрактных миров, которые можно вообразить и затем создать для себя. И в то же время – экспоненциальный рост информации, влияющих факторов, событий, фактов, мнений и гипотез. Объем ХАОСА вокруг нас увеличился в разы, по сравнению с первобытным человеком. А мы все также, по привычке, кидаемся чему-то обучаться и самосовершенствоваться – чтобы хоть как-то справиться с ощущением полного отсутствия контроля над ситуацией.

Итак, мотивация к саморазвитию стремится справиться с Хаосом, но в результате все большие знания и технологии увеличивают сложность мира и порождают все более сложный мировой Хаос.

В нашей мотивации наступил ХАОС от того количества абстрактных миров и возможностей к которым можно стремиться. «Чего я хочу? В чем развиваться?» – Да я уже и не разберу. Главное – учиться, учиться, учиться, - чтобы справиться со страхом хаоса. СТОП.

Психология не зря стала топ-наукой современности. Она все-таки помогает остановиться и замедлиться. Справиться с паникой и хаосом в собственных мыслях и ощущениях: СТОП. ДЫШАТЬ. ЗАЗЕМЛИТЬСЯ. УСЛЫШАТЬ СЕБЯ. В КАКИХ Я РОЛЯХ СЕЙЧАС НАХОЖУСЬ.

И тут подключаем системное мышление:

УСЛЫШАТЬ СЕБЯ. В КАКИХ Я РОЛЯХ СЕЙЧАС НАХОЖУСЬ. ЧЕГО ХОЧЕТ КАЖДАЯ РОЛЬ. В КАКОЙ РОЛИ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ СЕБЯ В БУДУЩЕМ. – ВОТ ЭТУ РЛЬ И НУЖНО РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ, В ЭТО И СТАВИТЬ «ШКУРУ НА КОН». В ЭТУ КОМПЕТЕНЦИЮ ИНВЕСТИРОВАТЬ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ.

Все-таки не красота, а психология + системное мышление спасут нас от хаоса и создадут энергию и вектор мотивации на саморазвитие.

P.S. Как вы заметили, в этом тексте встречаются хаотические элементы и неожиданные выводы, однако это лишь подтверждает мои предположения. Возможно, эти "нестыковки" приглашают вас помыслить о себе, своей мотивации и о том, как вы справляетесь с хаосом.

Мария, спасибо за текст.

Хотела бы дополнить вот чем.

Поскольку сложность мира действительно только возрастает, а перемены ускоряются и становятся нормой - приходится признать, что выдыхать, осознавать свои роли и определять направления дальнейших инвестиций приходится периодически, и всё чаще.

Но если у первобытного человека это, вероятно, вызывало панику, то сейчас у нас достаточно инструментов, чтобы успевать скорректировать курс до катастрофы и получать удовольствие от этой гонки.

Спасибо, согласна.
В тексте не хотела делать много выводов - чтобы дать подумать и отреагировать)

Мария, спасибо за пост!
Отлично описали ощущения))
В свое время меня примерно похожая мотивация привела в ШСМ – я понимала, что в работе я изучаю тучу прикладных практик, но в голове они были перемешаны в хаотичную кучу. Я не понимала, как разобраться, когда и какую практику применить (границы применимости), как и когда что делать и тп, и почти интуитивно понимала, что нужны более фундаментальные знания (трансдисциплины), чтобы с этим разобраться.
Очень круто, что попробовали порассуждать с применением материала из главы и отдельных концептов из СМ, которые будут введены позже.
К посту добавила бы еще, что нужно уметь приоритизировать проекты, в которых вы играете какие-то роли (и создаете целевые системы). Фактически, надо уметь принимать предпринимательские решения – и отказываться от каких-то дел или даже проектов, чтобы перенаправить время (ограниченный ресурс!) на более важное для вас.
Об этом еще поговорим немного позже)