Человек определяет своё бытие или бытие определяет человека?


Жить в социуме и быть свободным от него нельзя.
Человек находится в постоянном взаимодействии окружающая среда-человек-социум. Исходя из этого, навыки, потребности, желания и возможности по их получению или достижению разные.
Ребенок живет и растет в хороших условиях. Его задачи будут стандартные: отучиться в школе, окончить универ, получить работу. На своей работе он получает прикладные навыки и становится мастером в этой сфере.
Но что, если ребенок растет в среде, где царит разруха и хаос, голод и нищета. Ему, буквально, нечего есть, но каким-то способом он вырастает и худо-бедно живет.
Можно ли считать его “мастером жизни”?
И получается, что ребенок, который вырос в благоприятных условиях “мастер жизни” только потому что он родился и живет в хороших условиях, а второй пытается им стать?

P.s. Прочитано до крайней части 1 главы.

Да, быть полностью независимым от общества невозможно. Однако само по себе данное утверждение было бы трюизмом.

Если рассматривать человека как целостную систему, существующую на 3-х уровнях бытия: биологического (тело), социального (личность) и духовного (душа), то более практично рассматривать степень зависимость человека от общества, как его способность удовлетворять потребности всех трех измерений его жизни, а также соблюдать между ними баланс. Если человек не получает любви, от этого будет страдать его социальное измерение, однако, если человек будет получать очень много любви, то он также может стать зависимым от общества, потому что будет гиперсфокусирован на этой области.

Кроме того, мы не учитываем, как часто благоприятные условия, в которых нет недостатка в чём-либо, приводят к “заплесневению человека”, вследствии чего, у него нет желания к чему-либо стремиться. Всё и так уже есть…

Глеб, спасибо за рассуждения!
Очень сложный вопрос вы подняли. Безусловно, человеку, который родился в хорошей семье, будет куда легче в жизни чего-то добиться, получить успех. Но при этом и у него нет никаких гарантий, что успех этот к нему придет. Или что выросший в более хороших условиях ребенок будет более счастлив в жизни.

Поэтому тут можно попробовать оценить жизненное мастерство субъективно, учитывая прогресс отдельно взятого человека относительно его стартовых условий. Удается ли ему с каждым годом повышать ценность его работы для окружающих? Удается ли справляться со своими чувствами, понемногу улучшая личные практики работы с эмоциями? Способен ли он начать быстрее подстраиваться под бесконечно меняющийся мир? Усложняет ли он со временем Наконец, чувствует ли он себя более-менее счастливым? Если да, то в целом ничто не мешает сказать, что человека хорошее жизненное мастерство.