Мастерство

Мастерство – это средство жизни и главный капитал человека, который всегда рядом[1]. Посредством мастерства мы познаем и меняем мир, вся жизнь человека зависит от мастерства. Багаж мастерства позволяет деятелю заметить хорошую возможность, а обыватель не обратит на неё внимания. Жизненное мастерство позволяет меньше зависеть от случая, открывает дверь к бесконечному развитию: мастер получает удовольствие от жизни, занимаясь своим делом и создавая успешные системы. Поэтому постоянно быть при деле – это важная составляющая интересной жизни.

Мастерство воплощает в жизнь интересы, идеи и задумки человека. Каждый человек владеет мастерством в разных видах деятельности: один специализируется в искусстве, другой в финансах, а третий в медицине. В результате применения мастерства в физическом мире получаются определенные рабочие продукты – танец или картина, бухгалтерский баланс или финансовая отчетность, вылеченный зуб или сделанная инъекция.

Мастерство, или компетенцию,[2] подразумеваем шире, чем совокупность знаний, умений, навыков. Когда говорят о знаниях-умениях-навыках, то не выделяют контекст, в котором демонстрируются эти способности. Говоря о мастерстве, хотим подчеркнуть, что применение знаний-умений-навыков происходит далеко не в идеальных ситуациях. Например, работник владеет знаниями, умениями и навыками, но затрудняется выполнять работу без внешнего контроля со стороны начальства. Или актер играет роль в театре, при полнейшей тишине, а малейший звук сбивает с роли. Или когда артисты во время Великой Отечественной войны выступали на фронте, то исполняли номера, несмотря на неидеальные условия и угрозу жизни.

Мастерство появляется, когда мы тренируемся: сначала на учебных задачах, но потом обязательно в реальных проектах[3]. Без реальных проектов можно получить знания и умения, но, не «ставя шкуру на кон»[4], невозможно получить мастерство. Поэтому в вузе не получают мастерство. Более того, мастерство – это способность саморазвития его и способность обучения других людей этому мастерству[5].

Оно также требует систематического инвестирования времени. Правило 10 тысяч часов[6] хоть и не гарантирует гениальности, но мастерство все же зависит от количества вложенного времени. Чтобы осваивать какое-либо мастерство, необходимо запастись временем и удерживать внимание на протяжении достаточно длительного временного промежутка, пока оно не станет автоматизмом (привычкой). Иногда для формирования привычки и мастерства требуется несколько недель, а иногда годы.

Пока привычка не сформирована, применять полученные знания сложно, поскольку это требует затрат энергии, а результат не приносит удовлетворения. Вспомните учебу вождения автомобиля. Пока навык не стал автоматизмом, каждая поездка сопровождалась стрессом и затратами энергии. Мастерство – это интуитивное и неосознанное применение знаний-умений-навыков в неидеальных условиях.

  • [1]  Масоны или вольные каменщики были первыми представителями интеллектуальной аристократии. Их мастерство свободно путешествовало с ними по Европе, потому что дисциплина (теория, знания) была в голове, а в руках — умение владеть набором легких инструментов (технологий) в виде циркуля, наугольника, суппорта и отвеса.
  • [2]  В образовательное среде часто используется слово «компетенция», мы же будем использовать понятие «мастерство», которое меньше задействовано в государственном образовании, чем компетенция, и лучше отражает факт применимости к реальной жизни (жизненное мастерство).
  • [3]  Подробнее об этапах мастерства смотрите в главе 7 раздела «Этапы постановки системного мышления».
  • [4]  О необходимости ставить «шкуру на кон» говорит Н.Талеб в книге «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Об этом понятии будем говорить в разделе 11.
  • [5]  Близкое понимание мастерства – это дан (разряд) в боевых искусствах (айкидо, каратэ), настольных играх (го) и других занятиях. Например, в каратэ черный пояс вручается один раз, и он становится символом, воплощающим в себе стремление к постоянному совершенствованию тела, разума и духа.
  • [6]  Правило описано в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры».

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»

Думаю еще важным будет добавить, что мастерство в разных областях жизни развивается по похожему паттерну. Поэтому, если человек достиг мастерства в одной области, то в новой сфере деятельности ему уже будет проще развиваться.

Человек может изучать то, какие этапы развития мастерства существуют, какие есть трудности на этих этапах и что важно держать в голове, когда сталкиваешься с этими трудностями и это даст ему возможность ускорить процесс развития.

Важно не только знать, какие знания, методы и инструменты позволят человеку лучше выполнять свою работу и быть мастером своего дела, но также нужно понимать, в каких ситуациях нужно применять полученные им навыки. То есть, нужно уметь оценивать эффективность различных стратегий, а этот навык относиться к метакогнитивным и тренировать его нужно отдельно и целенаправленно.