Информационная архитектура сквозь призму системного мышления

В этой заметке я устанавливаю в очередной раз собственное понимание информационной архитектуры (ИА).
(К слову, изучая откуда растут ноги у ИА, я и пришел к СМ/ШСМ)

Пререквизит: 
1) Определение ИА от 22 марта 2021 в моем канале: "информационная архитектура — самое важное про интерпретацию системы агентом".
2) Критика ИА (от А.И. Левенчука) как дисциплины, серия 1 (2003), серия 2 (2004) — "ИА не есть дисциплина, а лишь новый должностной/профессиональный лэйбл"; ИА не формирует новых сущностей в проектировании, но является сборников таковых из других дисциплин.
3) Мысль о том, что ИА есть всегда, независимо от того, планировалось ли её разработать/создать/настроить. Она есть, хорошая или плохая (из краткого интервью).

Я готов согласиться, что ИА не является дисциплиной. Действительно, все практики, выполняемые для проработки успешной интерпретации (собственно, для проработки ИА) — практики проектирования архитектуры данных, интерфейса пользователя, семантических настроек системы. Если взять одну из "раскадровок" проработки ИА, то ровно это мы и получим:
- онтология и семантика — дисциплины логики, онтологии, лингвистики/стилистики, etc;
- структура, таксономия, классификация — дисциплины систематики;
- оркестровка, дирижирование, хореография — use-case-ориентированные дисциплины: проектирование ПО и системная инженерия.

Также стоит упомянуть про широчайший разброс определения ИА от тех, кто этой ИА занимается. Посмотрите любой WIAD — множество докладов начинаются с определения что есть информационная архитектура, и все эти определения разные, вольно трактуемые. Цельного определения нет, и об этом прямо пишут.

При этом я не готов отрицать наличие ИА в системах. И тем более не готов отрицать её важность. Повторю свою мысль снова: ИА есть всегда, хорошая или плохая. Важно то внимание, которое ей уделяется.

Вся эта ситуация похожа на свистопляску вокруг UX, который есть следствие, как и ИА. Он есть всегда, хороший или плохой, вопрос в том кто его прорабатывает и с помощью каких практик. Если ты работаешь над UI для улучшения UX, то ты UI-дизайнер. Если ты работаешь над сценариями взаимодействия с продуктом/сервисом, то ты product/service-дизайнер (хотя справедливости ради в любом случае, даже если у продукта/сервиса множество каналов, взаимодействие-то через интерфейс, то есть все эти приставки product/service — всё равно про UI). 

Продавец на рынке, раскладывающий товар по группам, позволяющий выбирать самостоятельно экземпляры товара, предлагающий упаковку — тоже UX-дизайнер, влияет на опыт приобретения овощей-фруктов-etc. Результатом работы всякого дизайнера в любом случае будет опыт использования, хороший или плохой. 

И в любом случае у продукта/сервиса/системы будет как-то организована информация, упакована в какую-то архитектуру — а значит и ИА в любом случае будет. И она влияет на UX, она его часть (здесь должны быть ссылка про affordance, но она у меня пока только в заготовке, будет нескоро).

Итого: 
- Информационная архитектура есть часть UX, тот опыт "понятности"/"интерпретируемости" системы (тянет написать "квалиа интерпретации").
- Нет цельной практики информационной архитектуры, однако есть ряд практик, позволяющих качественно проработать ИА в создаваемом продукте; эти практики очень близки к практикам проектирования систем. Хорошая ИА есть результат выполнения практик проектирования. 

ИА не есть дисциплина, но ИА зависит от выполнения практик по дисциплинам проектирования.

__

Буду рад комментариям здесь или на Facebook

Сергей, я вот не понял: "информационная архитектура есть часть UX" - в каком тут смысле слова употреблены?

UX - это система в СМ-смысле, и у неё как и у любой системы, есть архитектура?

Или "информационная архитектура" это какой-то особый подтип архитектуры, который есть не всегда, но вот у UX есть? Если это особый подтип, то почему, по-вашему, для работы с ней не возникло собственных под-практик в рамках общих практик проектирования систем?

Спасибо за комментарий.

  1. Я признаюсь, что «информационная архитектура есть часть UX» было написано мной в бытовом, не СМ-смысле.
    Однако, рассмотрев такую формулировку, сделав СМ-самопроверку, я вижу, что всё сходится — если рассмотреть UX как систему, воплощением которой будут физические процессы в абстрактном мозгу абстрактного пользователя, результирующие как “положительный опыт использования”, то ИА в данном случаем будет именно частью общего опыта, и конкретно воплощение ИА будет в таком случае теми физическими процессами положительного опыта, когда удалось успешно интерпретировать контент в продукте или сервисе.

2) Одно другому не мешает. если мы берем описания как надкласс для класса архитектура, то да, информационная архитектура для архитектуры будет подклассом.

3) Мне пока недостаточно навыков и компетенций, чтобы судить какие практики возникли или нет. В моей заметке есть мнение Анатолия Левенчука относительно таких под-практик; я это мнение взял, пронаблюдал со своей колокольни, и на данный момент скорее согласен, чем нет.