«Школа» как досуг

Как переводится школа с греческого языка? Первоначально греческое слово «σχολή» или «σχολά» означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге». Немногие люди прошлого могли себе позволить досуг, большинство обеспечивало свое существование и выживание. Широкие интересы для досуга возникали за счет изучения науки, теорий, моделей мира. Общее стремление человека познавать мир привело к научной революции, в том числе у большего числа людей появился досуг, который каждый использует по своему усмотрению.

С приходом научной революции количество знания о мире начало расти как снежный ком, и только школа смогла гарантировать массам людей передачу минимального набора моделей мира, без которого невозможно успешно встроиться в человеческий мир. Школа в широком смысле, наряду с богатством, стала пропуском в качественную и интересную жизнь. Изучение нового знания формировало интересы человека, всё дальше уводя его от интересов животного существа. Потребности и желания животного никуда не делись, но их удовлетворение стало возможным за счет знаний. Например, уважение и социальный статус животное получает за силу и сноровку, а человек этого добивается за счет научного открытия.

На первом этапе школа обеспечивает человека знаниями, но цель обучения этим не заканчивается. Человеческая цивилизация стимулировала человека становиться деятелем, который с учетом полученных знаний создает разные системы. До наших дней из религиозных писаний дошло высказывание о том, что «человек должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево». В этом смысле каждый человек является инженером-деятелем.

Деятель в течение всей жизни создает физические системы, и тем самым меняет мир, получая от этой деятельности удовлетворение. «Вырастить сына» – говорит об умении создавать человеческую систему, а в данном смысле – готового к самостоятельной жизни человека. Далее, входя во взрослую жизнь, каждый человек занимается развитием себя самостоятельно, т.е. происходит саморазвитие. «Построить дом» – это умение создавать инженерную или техническую систему. «Посадить дерево» – это умение создавать природную систему.

Учитывая последние достижения науки, это известное высказывание в будущем, вероятно, претерпит изменение. Уже появляются идеи про роботов, бессмертие или бесконечное саморазвитие. Поэтому вошедший во взрослую жизнь ребенок обязан обзавестись экзокортексом. Постройка дома может измениться на умение обучать нейронную сетку. Также может быть недостаточно одного дерева, и деятелю нужно будет мыслить о том, как сохранить планету.

Современные условия цивилизации, в отличие от прошлого, дают возможность любому человеку быть деятелем, который в течение жизни создает успешные системы. Какие системы будет способен создавать человек, зависит от теорий и картин мира[1], которые он изучает в школе жизни.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»