Связь ментального пространства и физического мира

С какими «картинами мира» имеет дело человек? Картины или модели мира — это описания части физического мира. Например, географическая карта – это модель или описание какой-то территории, а сама территория существует в реальном, физическом мире.

Описания объективного мира разделяются на две категории: научные (теории, дисциплины) и ненаучные (истории, легенды, суеверия, мифы). Отличия между ними в том, что теории дают объяснение действительности, которое выдерживает проверку научным методом. И это не будет зависеть от проверяющего, более того, теория одинаково формулируется (знаками в виде формул и словами-понятиями) или передает одинаковую суть на разных языках. В свою очередь, ненаучные теории не имеют такой формальной строгости, хотя некоторые люди с их помощью справляются с другой задачей – устранением внутреннего беспокойства и тревог[1].

Картины мира отличаются друг от друга вероятностной предсказательностью. Некоторые модели имеют одну вероятность предсказания, а другие — другую. Поэтому можно сказать, что научные теории лучше моделируют мир и поэтому предсказывают более вероятный результат, чем ненаучные картины мира. Однако народная мудрость имеет ненулевую вероятность предсказания, поэтому некоторые приметы могут вполне сбываться с определенной периодичностью.

Также любая научная теория не обладает 100% вероятностью предсказаний. Например, прогнозы метеорологов или медиков сбываются не всегда, а законы Ньютона не действуют во всей Вселенной[2].

Народные приметы и прогноз метеорологов – это результат ненаучного и научного моделирования какой-то части физического мира. В данном случае состояние погоды в какой-то местности. Но на эту местность или часть физического мира можно посмотреть с разных точек зрения. Например, кроме погоды, моделируют и составляют карту местности, формируют список людей, проживающих на этой территории, и т. п. Любая часть физического мира может быть описана с разных точек зрения, и соответственно будут получены разные модели или картины мира.

Пластичный человеческий мозг создал множество научных теорий, околонаучных поверий и идеологий, которые конкурируют между собой, пытаясь объяснить физический мир и поведение человека в этом мире. Наука и религия, эпосы и сплетни, искусство[3] и культура в целом – все это призвано систематизировать знания о мире для выживания и радости (удовольствия), внутреннего спокойствия и уверенности, создания систем и изменения мира.

Коммуникация людей – это обмен картинами мира. Мы обсуждаем то, как каждый из нас представляет реальность, или как нам вместе её описывать[4]. Иногда кто-то видит действительность чуть лучше другого с вероятностной точки зрения, а иногда люди смотрят на неё с разных профессиональных точек зрения. В этой связи невозможно оперировать словами «правда» или «как правильно». Мы будем говорить, что одна картина мира (или последующее действие) более или менее вероятна по сравнению с другой, при этом два разных описания одной реальности могут в корне отличаться друг от друга.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»

  • [1]  Недостаток знаний научных картин мира позволяет верить любой красиво рассказанной (эмоциональной) истории или эзотерическим суевериям.
  • [2]  Научная теория, называемая теорией Ньютона, действовала 200 лет, пока не появилась теория относительности. Своей теорией Эйнштейн в корне изменил восприятие мира. Классическая механика Ньютона оказалась верной лишь в земных и близких к ним условиях: при скоростях намного меньше скорости света и размерах, значительно превышающих размеры атомов и молекул и при расстояниях или условиях, когда скорость распространения гравитации можно считать бесконечной. Научные теории хорошо предсказывают физический мир только в определенных условиях, а не в 100% случаях. Поэтому понятие «закон» довольно условное.
  • [3]  Искусство не только описывает жизнь, оно подчас «порождает жизнь», то есть дает пищу для мозга и соответственно определяет рождение новых идей, которые будут воплощены в будущем в виде физических систем.
  • [4]  Например, создать новую теорию или дисциплину.