Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021

Круто когда появляется возможность делать не только то, что должен, но преимущественно то, что хочешь. Речь не об отдыхе. Деятельному человеку, кроме отдыха на море и разнообразного досуга, хочется создавать что-то важное и интересное, заморачиваться смыслом жизни и пытаться сделать что-то стоящее. Для меня такое важное дело - помощь трудолюбивым людям обретать смысл жизни в создании успешных систем.

На днях вышла вторая версия онлайн-курса "Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021". Если говорить в двух словах о чем этот курс/учебник, то он о жизни. Говоря словами Карла Юнга «Я то, что я сам с собой сделал, а не то, что со мной случилось». Обычный человек редко пытается каким-либо образом систематизировать свою жизнь: живу и живу как-то. А те, кто пытается это делать, к сожалению, не имеют соответствующих инструментов. Кого из себя делать и с помощью чего? Распиаренные и общедоступные инструменты "личностного роста" вызывают отторжение, а психологии явно недостаточно.

Невероятно сложно обсуждать свою жизнь, она многогранна. Однако, курс/учебник предлагает ряд моделей, которые помогают рассматривать жизнь человека как систему, а человека как деятеля, который меняет себя и мир в своём окружении. Изменения происходят за счет создания многочисленных успешных систем. Можно одинаково моделировать и создавать личные и рабочие системы: воспитанный и готовый ко взрослой жизни ребенок, семейный очаг, пловец кролем; добытая нефть, ИТ-программа, автодорожный мост. Деятель использует в работе и личной жизни одинаковые ходы мышления и методы рассуждений, что позволяет инвестировать время с двойной пользой.

Главная задача курса/учебника - объяснить и начать делать первые шаги к человеку-деятелю, который живет интересной, счастливой и успешной жизнью. Чтобы объяснить жизненные ситуации нам пришлось общеизвестные термины представить с точки зрения понятий системного мышления. Интересы - это разные сферы или характеристики жизни: семья, работа, хобби и т.п. В каждом интересе есть свои системы, и чем больше жизненных интересов у человека, тем потенциально интереснее его жизнь. Счастье представляется как удовлетворенные личные потребности или устранённые личные неудовлетворенности. Успех - это способность создавать системы, которые удовлетворяют интересы и потребности других людей.

Чтобы иметь широкие интересы и не жить на автомате, уметь справляться с личными неудовлетворенностями и создавать успешные системы для людей необходимо бесконечно развивать своё жизненное мастерство. В курсе/учебнике рассказывается что такое жизненное мастерство, какая его архитектура, как его развивать, в том числе проводить личную цифровую трансформацию .

12 недельный марафон курса кардинально меняет картину мира на личное обучение, в том числе объясняет что такое умение учится и что такое роль ученика, что такое интеллект и как его системно развивать, почему профессиональных навыков недостаточно в современном мире. Также вы по новому взгляните на деятельностный (трудовой) кругозор, собранность, этику, ответственность, предпринимательство, менеджмент, инженерию и психологию, на внимание и сознание.

Курс направлен не просто на изменение мышления, а на то, чтобы человеческое мышление было неразрывно связано с компьютером. Ведь поведение современного человека - это результат совместных вычислений биологического мозга (кортекса) и внешнего мозга (экзокортекса в виде компьютера и смартфона). Прежде чем принять важное решение современному человеку необходимо мыслить с использованием компьютерных программ. Важный навык - это быстрый отбор и встраивание в личные и рабочие процессы подходящего экзокортекса. Вы с современным экзокортексом более конкурентны, чем другие люди с неосознанным использованием ИТ, смартфонов и компьютеров.

На курсе ставятся такие личные практики как систематическое чтение и потребление качественной информации, мышление письмом и проговариванием, планирование и инвестирование времени, личное стратегирование и управление образовательной траекторией и другие. Все практики поддерживаются ИТ, и поэтому вы пройдете личную цифровую трансформацию, в том числе привяжите к физическому миру абстрактную для многих корпоративную цифровую трансформацию. Эти поставленные на курсе практики позволят экономить время и средства на всё последующее обучение.

Курс - это текстовый учебник, чек-лист с домашними заданиями, вопросами для повторения и разнообразными сервисами (поиск, Помодоро и т.п.). Почему мы говорим про учебник? Потому что мы хотим научить человека определенным научным картинам мира. Обычно под учебником подразумевают такие предметы как физика или математика, но наш предмет - это человек-деятель и его саморазвитие. Обычно про развитие человека пишут психологи, но уникальность нашего с Анной Лубенченко учебника состоит в том, что он основан также на естественно-научном (техническом, инженерном) системном подходе. Без психологии не обошлось, но она в учебнике не доминирующая дисциплина. И это основное отличие от многочисленных курсов по саморазвитию. Ещё одно наше важное отличие в том, что мы даём модель системы (деятель), которая создается в рамках проекта саморазвития. Ведь без модели невозможно создание системы.

В новой редакции полностью переписаны две главы, которые теперь называются "Системное предпринимательство" и "Системный менеджмент". Эти главы развивают деятельностный кругозор. Добавлены разделы про отрицательную полезность труда (объясняется мотивация) и про депрессию, после каждой главы добавлено общей сложности 148 вопроса на повторение, введена шкала оценки жизненного мастерства, которая основывается на европейской системе квалификации (EQF). Кроме того, внесены правки по всему тексту по итогам выпуска 7 потоков курса с преподавателем, который успешно закончили 197 человек.

Для кого курс? Хотя речь о том, как успешно встроиться в современную жизнь, тем не менее курс не для всех. Главное требование - это наличие порядка 150 инвестиционных часов, в рамках которых придется ежедневно читать, писать, моделировать системы, ломать голову, заходить в тупик и выбираться из него, планировать ежедневное обучение и обязательно выполнять планы несмотря ни на что.

Основная целевая аудитория - это молодые люди 25-35 лет, которые нацелились на изучение системного мышления, но чувствуют, что не хватает ученического мастерства, чтобы освоить сложную методологию. Также учебник поможет молодым людям сформировать системный взгляд на жизнь, что позволит лучше адаптироваться к новым условиям, иметь широкие интересы и ученические практики для саморазвития в течений всей жизни. Хотя я уверен, что если бы у меня был бы такой учебник в 18 лет или в 40 лет, то качество моих жизненных решений было бы намного лучше. И в этой связи я немного завидую своим ученикам.

Курс/учебник "Системное саморазвитие:…" - это первый шаг в системное мышление, а также ответы на жизненные вопросы, которые касаются обучения и саморазвития. Следующие шаги потребуют до 2 лет обучения на учебных и реальных рабочих проектах. И уверен, что это лучшее высшее фундаментальное образование в мире, которое я даю своим детям. Поставленное системное мышление упорядочивает жизнь, вносит ясность при столкновении со сложностями, дает уверенность в будущем. https://system-school.ru/introonline

На картинке представлена модель связи системного мышления и психологии. Данная модель доработана выпускником 5 потока курса Валерием Рукавишниковым:

Источник: https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/4071504466280812