Готовимся к Релизу нового курса

Продолжение серии статей #2 #3

В России модно говорить про системное мышление. Работодатели указывают его в требованиях к вакансиям, руководители требуют системности в работе, ты сам начинаешь чувствовать, что "какой-то такой" подход должен облегчить жизнь, но где такой брать не известно. Интуитивно понятно, что "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". О конкретных способах достижения этого простого желания много кто говорит, но как правило такие рекомендации либо не репрезентативны ("смотрите, я смог, значит и вы сможете"), либо слишком общие ("начинайте день с уборки вашего дома, и у вас всё получится"), либо эзотерическими ("благодарите этот день и в следующий вам будет лучше"). Чаще всего "советы" (достоверность которых ещё нужно было проверить самостоятельно) вообще не выходили за рамки well-being, что было мне подозрительным, ведь мне нужно было решать рабочие вопросы, а не просто жить счастливо.

Смотря ролик про токийское метро я спрашивал себя: как возможно согласовать действия 2000 техников, чтобы за 1 ночь поменять рельсы на станции без изменения графика работы поездов, когда мы втроём в течение нескольких месяцев не можем "разогнать" стартап фотобудки.

Я продолжал искать, и когда мне рекомендовали курс "Системного мышления" (СМ) Школы Системного Менеджмента, по аннотации он показался мне одним из десятков курсов, где объясняли "как надо", и если делать так, то всё получится. Не было ни причин верить, ни причин не верить. Я уже знал силу систематичности, фокусировки в заданном направлении, результатов действий по принятому плану. Мне не хватало целостности картинки - как сделать, чтобы закрутились все шестерёнки. В описании привлекло тогда, что фокус программы смещён с коммуникации вообще, на коммуникацию в коллективе и успешные проекты как следствие такой коммуникации. В качестве подтверждения приводились примеры реализованных проектов: "люди умеют строить атомные станции, запускать космические корабли, для этого они используют "системный подход", и мы расскажем вам, что это."

Cлово "система" мне говорило именно о формализованных правилах построения коммуникации. На курсе же сразу стало понятно, что "системное мышление" - это не просто абстракция на стыке систематичности и системности, а методологическая дисциплина со своим набором понятий, их связей и отношений к физическому миру. А в словосочетании "системный подход" пропущено слово "инженерный" - подход на базе инженерных практик, применяемых к системам. И это не система, как свод знаний, а система, как физический объект, результат труда.

Почему здесь важно говорить про физический мир? Потому что изменения заметны в физическом мире: абсолютно определённо мы можем сказать, дорожное полотно на станции новое или старое.
А что нужно, чтобы изменение произошло? Нужно договориться кто за что (а также кому, на каком основании, в какой срок, при каких условиях и проч.) отвечает.

А как договориться, если все говорят на разных языках, беспокоятся о разных аспектах результата: кто-то за качество стыка двух пар рельс, кто-то за сохранение графика работы метрополитена, кто-то за профсоюзные выплаты и т.д.? Нужна формализация таких договорённостей - общепринятые всех удовлетворяющие правила.
Так вот "Системное мышление", как дисциплина преподаваемая Школой, основывается на внушительном ряде международных стандартов (многие из которых перевыпущены в ГОСТ) и публичных документов по описанию, созданию, поддержанию, взаимодействию систем. Основной концепт дисциплины - "Целевая система", то, что создаём. При этом не упускаем из внимания все важные аспекты: зачем создаём, для кого, каким образом, как будем использовать, что будем делать после использования и т.д. Длинный-длинный список связей, учитывая который на стадии проектирования можно добиваться соответствия планируемых ресурсов на создание/эксплуатацию систем и реальных. Автор и научный руководитель Школы Анатолий Левенчук гармонизировал международные документы, выпустил в виде курса и включил его в образовательную программу.

Цель обучения по программе - усиление интеллекта. Конечно, если вы посвятите 2 года бакалавриату в каком-то другом образовательном учреждении, ваш интеллект тоже усилится, но скорее всего только в узком спектре - для решения определённого класса задач. Школа же даёт трансдисциплинарное кругозорное образование, освоив которое вы а) взаимосоотнесёте вашу предметную область ко всем остальным областям и б) попав в любую новую, незнакомую до этого предметную область, сориентируетесь быстрее и лучше тех, кто получил образование только в данной области.

Программа Школы поделена на три основных блока: мастерство собранности, мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Первое, что требуется от вас в обучении, это, конечно, способность воспринять материал: ваше тело, ваш организм должны позволить вам сосредоточенно работать необходимое количество времени и делать это регулярно. Взрослыми мы забываем, что значит "учиться", нам приходится "учиться учиться", вставать и прилежно исполнять роль ученика. Если что-то мешает этому, разбираемся с дискомфортом и только потом возвращаемся к обучению. Фильтруем потребляемую информацию, останавливаемся только на качественной, "полезной", отобранной специально для какого-то результата, выполняем задания на основе изученного, получаем обратную связь по выполненному и т.д.

Я же на втором уровне, где перенастраивается модель поведения мышления, тренируется "машинка типов" - размышляем над объектами в типах. Дальше выбираем подходящий для ситуации масштаб рассмотрения, разбиваем объекты (системы) на слои - системные уровни, тренируемся исключать в рассуждениях случайные переключения с уровня на уровень, отвлекающие от коммуникативной цели. Разбираемся с понятиями системного мышления и учимся их применять в описании рабочих и личных проектов. Расширяем методологический кругозор и осваиваем инженерное, менеджерское, предпринимательское рассмотрение.

Чтобы глубже погрузиться в дисциплину я подключился к методологической работе школы. Спустя несколько месяцев появилась идея перевода курса СМ на английский язык. Для школы это возможность усиливать интеллект англоговорящих деятелей, плюс возвращение "морального императива", ведь база курса документированный международный опыт. Для меня - способ изучить дисциплину и погрузиться в "кухню" Школы: как сервисное предприятие, Школа строится на тех же принципах, которые преподаёт. Ещё один аспект (ролевое рассмотрение) - необходимость упрощения коммуникации международного проекта, в котором я участвую. Системное мышление в этом случае подходит как нельзя лучше - его принципы прекрасно подходят для управления коллективным вниманием, а знание его принципов всем коллективом однозначно является мощным конкурентным преимущество.

Этим сентябрём мы (выпускники, студенты, преподаватели Школы) планируем продемонстрировать результат, которого добились с начала года, а я - рассказать, как мы это делали, каких принципов придерживались, с какими проблемами столкнулись и как решали. Stay tuned, safe and sound