Донорский интеллект

Ребята, я попробовал и всем, кто может, рекомендую - вступайте в ряды помощников преподавателя.

Главный вопрос СисМышления - зачем? А вот:

  1. Всякая истина звучит как банальность, и мой первый аргумент не будет исключением: когда помогаешь разобраться другим, узнаешь кучу нового сам.

Например, только на примере из чужой лекции я наконец-то, после учебников, после лекций, когда уже три раза в одно ухо влетело, в другое вылетело, понял для себя разницу между прикладным, мыслительным мастерством и мастерством собранности. Делюсь этим примером в моём вольном пересказе, вдруг кто-то тоже не разобрался еще:

Если ты попал в отбойное течение (RIP current), нужно проявить:

  1. Собранность = это не паниковать, это собрать себя в кучу и начать осмыслять происходящее, пытаться определить лучшее решение из возможных 
  2. Мыслительное мастерство

2.1. Деятельный кругозор и Ролевое Мастерство = кругозор это наличие «готового знания», когда ты понимаешь ситуацию, в которую попал; по каким-то аспектам ситуации сразу понимаешь, что попал не в обычное течение, а вот в это страшное RIP-течение, которое имеет особенные свойства 

2.2. Методологическое мастерство = понимание, как устроено море, течение, процесс плавания и т.п.

  1. Прикладное мастерство = это непосредственно плыть, да так, чтобы победить течение.

Если будешь надеяться только на прикладное мастерство, то есть тупо грести - есть шанс, что RIP напишут не только про течение, но и про тебя.

Во-вторых, подопечные задают неожиданные вопросы, о которых сам даже не задумывался; скажем "что такое онтика" или "чем отличается принципиальная схема от функциональной схемы". Пришлось не раз слазить в заметки с курса онтлогики, в гугл и даже ненадолго снова встать в роль ученика и что-то подучить.

  1. Вовлекаешься в сообщество самым активным образом.

Как грица, не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте себя, что вы можете сделать для своей страны. ШСМ еще только развивается, и на старте в сообществе можно сделать уйму крутых штук: отличный вариант осуществить проект развития чего-то помимо себя самого для тех, кто не знает, где еще его взять.

  1. Увеличиваешь ценность собственных инвестиций.

На фондовом рынке распространено такое явление: купившие тот или иной актив активно рассказывают про свою сделку, нахваливают её, чтоб другие покупатели тоже начали покупать и "пампить" цену - тогда купившие пораньше получают неиллюзорный профит.
С СисМышем такая же история: если вокруг мало людей, которые в теме методологии, то приходится тратить уйму времени на выстраивание с ними понимания, на самоконтроль, что ты не забиваешь им голову и не сваливаешься в роль "умника". Если же вокруг много людей, то выходит мультипликативный эффект знаний каждого. Давайте "пампить" инвестиции своего времени, сделанные в курсы ШСМ!

  1. Тренируешься на кошках

Как следствие из того, что сказано в п. 3 - в жизни придется в бОльшей или меньшей степени погружать окружающих в понятия СисМыша, то есть - учить. Сразу возникает уйма сомнений - захотят люди тебя слушать, не захотят?! Смогу объяснить, не смогу?! А сам я вообще понимаю, или не понимаю?! И тут ничоси - судьба дарит тебе падаванов, которым просто некуда деваться, они тебя слушают! И вау, оказывается, что ты и сам понимаешь, и объяснить сможешь - и вот уже рука тянется к пистолету пишет новую цель "научить на работе двух стажеров основам системного мышления".

WORTH A TRY

Юрий, спасибо большое, что поделились!
Прямо очень круто подвели итоги)) сама думала о чем-то подобном.

Я бы еще добавила один пункт – получаешь возможность постоянно думать об преподавателя/других представителей школы (“другой человек как экзокортекс”). Студенты думают об преподавателей в ходе тренингов, на протяжении пары месяцев, а тут непрерывный процесс на протяжении более длительного времени. Дает результат)

спасибо! вдохновляющий пост!