Ключевой навык для детей в 21 веке

В первой главе курса "Введение в системное мышление" говорилось о важности уметь управлять вниманием уже сегодня. Из-за нарастающего количества информации навык будет еще более востребован в будущем. Следовательно, умению контролировать внимание важно обучать человека с раннего детства, но как?

Сегодня дети с пеленок смотрят в смартфоны, где все мигает и поет. Андрей Курпатов в книгах подробно рассказывает об опасности чрезмерного взаимодействия детей со смартфонами. Если кратко, то переизбыток взаимодействия с гаджетом приводит к СДВГ. Это болезнь, которая замедляет развитие человека в раннем возрасте из-за рассеянного внимания и гиперактивности.

Запреты, как известно, ни к чему не приводят, поэтому в этом посте я бы хотел поделиться теми вещами, которые практикую сам с детьми и надеюсь на обсуждение вопроса в комментариях.

Итак, что мы уже делаем:
1. Ограничение игр с телефоном. 20 минут в день. Строго. Время не обсуждается. Это у цифру привел Андрей Курпатов в одной из книг.
2. Чтение вслух. Мы стараемся читать книги каждый день - я или жена - ребенку перед сном. При этом, важно убедиться, что ребенок понимает, о чем речь, понимает значение каждого слова в тексте и способен обсудить прочитанное.
3. Приучать ребенка делать все качественно. Абсолютно все. И поощрять его за старание и терпение.

Вот такие нехитрые три способа мы практикуем в нашей жизни. Ребенок пошел в первый класс в 2021 году. Посмотрим, что скажут учителя. Надеюсь, старания приведут к положительному эффекту.

А что вы делаете для своих детей для развития умения контролировать внимание?

Сергей, но ведь игры с телефоном не отменяют контроля внимания. Наоборот, когда ребенок пытается пройти какой-то уровень “на три звезды” - это и концентрация, и упорство, и то самое “делать все качественно”, разве нет?

Константин,

Очень приятно, что мой пост оказался кому-то интересен, спасибо.

С одной стороны, вы правы, поскольку ребенок концентрируется на игре. Но с другой стороны, игра настолько увлекательная, что даже те, кто концентрироваться не умеют, это делают.
Это и есть цель разработчиков - создавать динамическую картинку и вовлекать в игровой цикл, обеспечивая постоянный выброс серотонина у игрока.
В результате ребенку практически невозможно сконцентрироваться на тексте и понять простую мысль в нем. Текст статичен, не мигает и не поет, не взаимодействует с тобой - не развлекает.
Чтобы взаимодействовать с текстом нужно внимание, которое рассеяно и усилие, к которому не привык. Вот я о чем.

Спасибо за пост!
По поводу управлением вниманием детей мне показалось много разумного говорит Валентина Паевская. Она обычно излагает этот вопрос чуть-чуть в других терминах, например в этом ролике с Максимом Дорофеевым обсуждается развитие навыков планирования у детей, но в терминах курса “Системное саморазвитие: Введение в системное мышление” можно сказать, что она говорит именно об навыке управления вниманием, причём не только мгновенным и фокусным, но и привычном и даже жизненным. И то, что не забыты два последних уровня мне кажется особенно важным. Тот же А.В. Курпатов в основном бьёт тревогу по поводу отсутствия именно фокусного внимания у детей. И это разумно, так без фокусного внимания сложно надеяться на управлении вниманием на более высоких уровнях. Но именно управление вниманием на 3 и 4 уровнях у меня ассоциируется с развитием ребёнка. Первые же два это больше про предотвращение деградации.

Сергей, спасибо за пост!
Управление вниманием – основа для мастерства собранности, которому сейчас должны учить в школе, но не учат, к сожалению. А ведь это пререквизит к освоению сложных кругозорных трансдисциплин.
Что касается резких утверждений о том, что переизбыток взаимодействия с гаджетами приводит к СДВГ: лучше воздержаться от таких заявлений, как обычно, там не так все просто (можно взаимодействовать с гаджетами постоянно и СДВГ не заработать). И в принципе осторожно относиться к книгам Курпатова: воспринимать их как отправную точку, но не как истину в последней инстанции. Есть достаточно обоснованная критика того, что он пишет.

Насчет телефона: ИМХО, но лучше сразу объяснять, что любой гаджет лишь инструмент/технология для организации управления вниманием. Содержание внимания определяем мы сами (об этом в главе 3). Соответственно, сразу учить относиться к гаджету как к инструменту со своими выгодами и ограничениями в применении, например, учить искать качественные источники информации и отсеивать некачественные, пользоваться телефоном как планировщиком внимания. Это будет сложнее, но в долгосрочном периоде может быть эффективнее и лучше для ребенка.
Чтение вслух с дальнейшим обсуждением прочитанного – это очень круто! Сразу практикуется “мышление проговариванием”. Еще можно понемногу приучать к чтению длинных сложных книг (медленное чтение) + мышлению письмом (тут, кстати, гаджеты понадобятся. Писать от руки – отличная практика, но в 21 веке она уже нужна не для “мышления письмом”, а скорее для других целей). Медленное чтение + мышление письмом очень помогут в дальнейшем обучении.

Что касается “качественно делать”: дальше в главе 5 будет введено понятие “практики”, которое будет потом много раз переиспользоваться в тексте. Мы предлагаем всех (и взрослых, и детей) отслеживать практики (=способы сделать работу, дисциплины+технологии), применяемые для решения задач. Опять-таки ключевой навык тут – найти в источниках информации нужную практику, удержать внимание на ее постановке и/или выполнении. Тогда качество получаемых рабочих продуктов будет почти наверняка выше, чем у тех, кто делает что-то “по наитию”.
Кроме того, надо еще учитывать время. Всегда и во всех делах выполнять практики по максимуму достаточно дорого с точки зрения времени; и не всегда банально возможно из-за дедлайнов. Полезнее с этой точки зрения будет научить ребенка оценивать свои силы правильно и делать настолько качественно, насколько возможно с учетом ресурсов (времени в первую очередь) и ограничений. И постепенно улучшать свои результаты через постановку до автоматизма хороших практик (ключевое слово – постепенно; обучение не проходит быстро, увы).

Вот этот третий пункт, размыто звучит - все качественно. Но самый важный…именно сделать хорошо - то что делаешь, во много и есть внимание (пока не станет автоматизмом)

Сергей, просто для меня причинно-следственная связь “поиграл в игру” - “не смог прочитать текст” далеко не так очевидна. Причины обычно глубже.