Недавно посетил прямо инсайт на тему ошибок:
Мы обросли культурой фидбэка в IT (и слава Богу)), но культура ошибок так и сидит на подкорке. Школа, родители, бабушки, начальники - так закладывался этот фундамент год за годом.
Мы привыкли отгребать за ошибки. Говорю за постсоветское пространство, конечно. Помню, первую в жизни домашку я сделала красной ручкой. Учитель перечеркнула все, оставив грозный коммент - "2. пиши фиолетовой пастой" (че такое паста? почему фиолетовой?). Таков мой первый фидбэк. К счастью, не все учителя такие. Но и они когда-то отгребали от директора/своих учителей.
Сейчас, в айтишке дышится легче - здесь принято давать конструктивный фидбэк; здесь оцениваются действия, а не личность; есть понятие ретро и работы над улучшениями.
Это и правда, для многих мотив "войти в айти" - люди нормальные, и начальники не орут на планерках.
Но боязнь ошибок не выбить за пару недель, а порой и лет.
Я работаю в сфере HR, опишу какие проблемы заметила со своей колокольни:
- замалчивание своих проблем (боюсь делиться с менеджером о больках; как итог - сотрудник уходит в другую компанию, не пытаясь изменить что-то в текущей)
- размытие ответственности и сокрытие данных ( зачем что-то измерять и показывать другим, если можно говорить что все ок)
- неэффективные митинги (а что, если я неправ? пусть другие решают)
- работа по накатанной (боюсь сказать что-то тупое, в итоге теряем хорошую идею)
- прокрастинация (лучше так, пусть отгребает кто-то другой)
- некачественный тренинг или онбординг (боюсь задать "глупые" вопросы и на выходе неполное понимание домена или проекта).
И вроде бы менеджер не наорет, не уволит. А все же.
Что с этим делать?
Вопрос куда более сложный, уж точно не претендую на знатока. Если очень по-философски, ответ вижу в выработке сострадательной позиции (к себе и другим).
Попробую глянуть на задачу с позиции 4 уровней внимания и психопрактик на каждом уровне:
уровень момента - наблюдение за собой; во время разговора/действия стараться поймать реакцию. Какая она - хочется кого-то поругать или понять причину ошибки?
уровень фокуса - попробовать практику фокусинга - вытаскивать из фона проблему "внутреннего критика".
думать об ошибках не в контексте "я дурак", а в контексте "зато я попробовал, и кое чему научился".
проводить ретро по итогам работы - что можно сделать иначе?
иногда имеет смысл подумать заранее - как не дать ошибаться? Ругать официанта за медленную работу - бесполезно, если сам процесс обработки заказов в кафе не поставлен.
уровень привычки - вести дневник хороших достижений для акцента на хорошем; развивать привычку быть себе другом - например, думать что бы сказали другу про его ошибку? проводить регулярное ретро - в формате митингов, или письменно (дневник).
жизненный уровень - развивать с помощью верхних уровней сострадательную позицию. Самое забавное, по себе вижу что начинать надо с сострадания к себе, тогда приходит и к другим ?
Иногда работают практики негативной мотивации - думать о том, что ничего не делая, мы подводим себя, команду, общество. Бездействие - тоже действие.
И напоследок приложу кусочек из лекции Виктора Франкла - https://monocler.ru/viktor-frankl-o-tom-zachem-nuzhno-pereotsenivat-lyudey/. Почему нужно переоценивать людей. Удивительно, как человек, прошедший концлагерь, не потерял веру в людей. Думаю, что если он смог - то у нас тем более получится ?
Очень сложно менять отношение к ошибкам. Но проблема вытянута в фокус, а значит над ней можно работать.
Буду очень рада комментам по теме - какие практики вы посоветуете?