Масштабы времени в описании психики

Но этой типологии «по методу описания» (viewpoints) недостаточно, мы добавим ещё типологию размещения поведения психики в пространстве-времени. Хотя в нашем случае трудно говорить о пространстве, но зато довольно легко говорить о времени — мы выделим разные временные шкалы, на которых будем наблюдать то или иное поведение психики. Впрочем, слово «наблюдать» тут научное, а нас больше волнует изменение психики в желаемую сторону, вмешательство в психику. Поэтому поменяем слово: мы будем не просто «наблюдать», но описывать психику, чтобы точней и целенаправленней её изменять — описывать и желаемое состояние, и текущее. Описывать, документируя, куда направлено наше внимание, на какой масштаб времени в работе психики. Вот ровно как инженер описывает свои железные системы, документируя это в чертежах и информационных моделях, а программист описывает свои программы в исходных кодах, психопрактик описывает психику.

Так что мы кроме уже приведённой типологии добавим масштаб времени, на котором мы хотим действовать:

  • Уровень присмотра за текущим состоянием и эмоциями в моменте действия и мышления. Тут интервалы от секунды до минуты: реальное время момента разговора, момента танца, момента размышления. «Момент» — это старинная английская мера времени, примерно полторы минуты, хорошо тут подходит.
  • Уровень удержания внимания в практике. Десятки минут, и даже часы: читать, думать, слушать, танцевать не отвлекаясь и удерживая ресурсное состояние и работу на разных уровнях спектра формальности мышления. Особо нужно удерживать внимание в понятийной работе медленного мышления, откуда легко соскакивать в хаотичное блуждание мысли, забываться в интуитивном быстром мышлении. Глубокая работа (deep work) без отвлечений, мышление письмом — все они тут. Классическая собранность в её бытовом понимании — тут.
  • Уровень «изменения образа жизни», «постановки привычки/практики». Нужно удерживать внимание дни-месяцы на инсталлируемом навыке/практике/жизненной привычки вплоть до момента надёжного вспоминания для осознанного поначалу исполнения в нужный момент и затем до надёжной автоматизации/беглости в применении. Разнообразные обучения тут, изменение образа жизни тут, собранность для реализации сложных и длинных проектов тут.
  • Стратегический уровень. Речь идёт о периодах в годы, и даже в десятки лет: психологические интересы и потребности, ощущение счастья-несчастья, стратегирование/постановка целей в жизни в целом. Тут влияем на «судьбу», планируем достижение какого-то мастерства (правило 10 тысяч часов, конечно, легенда — но что нужно несколько лет на освоение какого-то мастерства, так это правда). Тут задаёмся вопросом «кто я?!», управляем общим уровнем рабочего стресса (все эти размышления про дауншифтинг-апшифтинг, жизнь в эмиграции, обзаведение семьёй и прочее «как мне жить дальше»).

Вот дальше мы берём самые разные современные психопрактики (их тьма!) и составляем матрицу 8 методов описаний * 4 масштаба времени. Например, техники деконцентрации[1] из психонетики[2], когда нужно отслеживать появляющиеся откуда-то в восприятии заданные фигуры, игнорируя полностью фон (режим поиска грибов, режим поиска опечаток в тексте, режим отслеживания опасности, прилетающей непонятно откуда и непонятно когда) — это деконцентрация * уровень удержания внимания в практике. То есть это деконцентрация как само мгновенное состояние сознания, удержание деконцентрации часами, изменение образа жизни для постановки практики деконцентрации, и умение деконцентрации в изменении качества жизни и образе себя.

Когда у нас будет системный психопрактический кругозор по лучшим психопрактикам в каждой из клеточек этой матрицы, мы сможем дальше осознанно выбирать конкретные психопрактики для их дальнейшего освоения. И психически мы станем стабильнее. А ещё мы сможем лучше понимать, что творится с другими людьми и лучше с ними взаимодействовать — у нас будет достаточный запас практик, чтобы разобраться, почему иногда наших собеседников «колбасит», а иногда наоборот — почему они присыпают от очевидно весёлых занятий. Мы будем лучше понимать и себя, и других.

Психика вполне тренируема, собранность вполне достижима.

Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020».