Выясняем клиентские интересы

Давайте попробуем описать одну из возможных методик выяснения клиентских интересов на примере реального проекта.

У нас есть заказчик - компания, которая занимается серьезной трансформацией своей операционной модели. Как это часто бывает, одно тянет за собой другое - операционная трансформация требует изменений в организационной модели и цифровом ландшафте компании.

Наша задача - поддержать всю эту историю культурной трансформацией. То есть, донести до молодых (для начала) специалистов - как тех, кто уже работает, так и тех, кто в ближайший год закончит университет и присоединится к компании - концепции и ценности, на которых основана новая бизнес-модель.

Таким образом, целевой системой нашего проекта является молодой специалист, обладающий определенной картиной мира. А мы строим для нее систему обеспечения. Точнее, даже ее часть, потому что курс сам по себе работать не будет, для его работы нужны студенты - они и станут еще одной частью системы обеспечения.

В курсе сторителлинга, который я прохожу параллельно, я встретился с методикой использования "окна Джохари" (популярная психологическая техника самопознания и самоанализа) для описания персонажей истории, их мотивов и динамики. Выглядит это примерно так:

Что-то подобное встречалось и в этом курсе: квадранты с осознанной/неосознанной компетентностью/некомпетентностью.

Можно ли использовать "окно Джохари" для выявления клиентских интересов? Давайте посмотрим.
В нашем проекте я вижу двух главных клиентов. Первый - это компания-заказчик; то есть, надсистема, которая нуждается в надлежащим образом настроенной целевой системе, способной эффективно действовать в новой парадигме. Второй - сами студенты (часть системы обеспечения), которые хотят эффективно встроиться в компанию-надсистему и далее работать над построением новой целевой системы "успешный, востребованный, высокооплачиваемый специалист".

Предполагаю, что на самом деле клиентов больше, но для проверки гипотезы ограничимся этими двумя.
Модифицируем "окно Джохари" под предпринимательско-клиентские интересы:

Сначала разберем ситуацию, когда клиентом является компания-заказчик.

С квадрантом "Осознает предприниматель / Осознает клиент" все более-менее понятно: это интересы, которые нам озвучивает заказчик на установочных встречах, это все, что прописано в техзадании. В данном случае клиенту нужен учебный курс, формирующий необходимую целевую систему (т.е., доносящий до студента новую операционную модель компании и стоящие за ней идеи и ценности).

Многие на этом и останавливаются, кстати, и ничего криминального в этом нет. Но если мы хотим "пройти лишнюю милю" ради клиента, нужно двигаться в другие квадранты.

"Не осознает предприниматель / Осознает клиент" - любые интересы, потребности и боли, которые нам изначально не озвучены (идеальных ТЗ не бывает), но которые существуют, и которые может адресовать наш продукт. Для этого мы проводим сессии с максимально широким кругом стейкхолдеров со стороны заказчика и выясняем, например, что желательно в курсе также заложить основы некоторых важных для стейкхолдеров софт-компетенций.

"Осознает предприниматель / Не осознает клиент" - наши собственные инсайты, ноу-хау и гипотезы, которые помогут сделать продукт более эффективным. Например, что ценностям очень сложно будет научить декларативно и "в лоб" - нужны будут более вовлекающие формы, заставляющие студента прожить и принять эти ценности самостоятельно; не предлагающие сразу готовых ответов, а подталкивающие к ним. Крайне желательно "продать" эти идеи заказчику, прежде чем приступать к работе, чтобы избежать непонимания в дальнейшем.

"Не осознает предприниматель / Не осознает клиент" - самое интересное. Здесь не обойтись без расширения кругозора. Изучаем рынок заказчика и, конечно же, свой рынок тоже, подмечаем все, что может быть нам полезно. Например, в одном из курсов видим интересную концепцию: традиционная для обучения последовательность "теория - практика" инвертируется. То есть, человеку сначала дается практическое задание, а уже потом, когда он его выполнил, проводится разбор полетов с теоретической базой. И даются новые задания, уже для закрепления полученных знаний. Это максимально близко к жизни (когда мы получаем рабочую задачу, вряд ли к ней сразу прилагается пакет теоретических материалов для ее решения) и к нашей гипотезе о принятии ценностей через собственный опыт. Берем.

Теперь переходим к клиенту-студенту.

С квадрантом "Осознает предприниматель / Осознает клиент" все чуть сложнее - да, мы представляем себе свою целевую аудиторию, но всегда есть что-то, о чем мы не знаем. То есть, нам просто необходимо идти дальше.

"Не осознает предприниматель / Осознает клиент" - здесь мы как раз вытаскиваем на свет эти скрытые вещи. Делаем это через анкетирования, фокус-группы, интервью. Можем даже включить кого-то из ЦА в рабочую группу.

"Осознает предприниматель / Не осознает клиент" - опять же, наши гипотеза и ноу-хау. Здесь "продавать" заранее уже ничего не нужно, просто реализуем их в продукте и смотрим, как они работают. Для этого изучаем метрики (например, время освоения учебных материалов и выполнения заданий) и постоянно поддерживаем связь с целевой аудиторией.

"Не осознает предприниматель / Не осознает клиент" - опять же самое интересное. Здесь, скорее всего, что-то пойдет уже на этапе эксплуатации продукта. Поэтому после запуска будем продолжать держать палец на метриках и коммуницировать с ЦА и посмотрим, что ценного удастся выловить. Ну и продолжаем расширять кругозор, конечно, куда же без этого.

Вот такая получилась методика; сыроватая, но, мне кажется, вполне работоспособная.

Константин, обалденный пост получился, спасибо, что поделились!

Ловко оперируете понятиями системного мышления, здорово получилось перенести паттерн из одной области в другую. А ещё вижу что у вас в компании прям налажены процессы развития продукты, даже немного завидую :smiley:

Из того, что можно улучшить - когда читал, немного запнулся о то, что “студенты станут частью системы обеспечения”. Из контекста понял, что тут имеется в виду, что студент=исполнитель, не роль, и уже на этапах проектирования-создания системы они встанут в роль ученика (инженера), а потому будут подсистемой обеспечения. По умолчанию для меня “студент” звучит как роль, что сбивает потому, что эти же исполнители-студенты являются в роли “специалист X” уже подсистемой целевой системы. Возможно, если назвать исполнителей “молодые люди” или подобным образом, такая двойственность отпадёт.

Также вижу, что можно было вместо “клиент” использовать понятие системного мышления “проектная роль”. Тогда компания-заказчик, а также молодые люди в роли “специалиста X”, на мой взгляд, это “внешние проектные роли”; молодые люди в роли ученика - “внутренняя проектная роль”.

Было интересно, ещё раз благодарю :slight_smile:

Кирилл, спасибо, у нас просто заказчики хорошие, а мы учимся у лучших :wink:

Касаемо терминологии - согласен, иногда путаница идет. Пытаюсь как-то балансировать между “новоязом” и бытовым - и чтобы самому не заблудиться, и чтобы легче было при необходимости кому-то со стороны объяснить.

Константин, спасибо за отличный пост!
Как и у Кирилла, у меня задребезжало на моменте “студенты станут частью системы обеспечения”, правда, немного по другой причине: непонятно, с какой точки зрения вы рассматривали “специалиста с новой картиной мира” (помним, что системный подход 2.0 субъективен, те зависит от точки зрения/роли выделяющего систему вниманием).

С точки зрения самого специалиста, который пока еще имеет одну картину мира и который активно участвует в изготовлении другой, человек в роли студента действительно будет частью системы обеспечения. А вот если смотреть со стороны вашей компании, то там могут быть нюансы)

Например, компания понимает, что “специалиста с нужной картиной мира” можно изготовить, только если исполнитель роли “специалиста” будет активно участвовать в обучении (иначе метанойя в сознании не произойдет, как обсуждали на тренинге 3, сознание снаружи не правится, рабский труд ученика невозможно автоматизировать). И понимает, что исполнитель роли специалиста может не понимать, зачем ему проходить этот обучающий курс, считать его “налогом на работу в компании” и пропускать мимо ушей все, что будет происходить. В итоге исполнит роль ученика формально, и концепции и ценности, которые хотели донести, пройдут мимо.
Тогда компания вполне может заявить, что она занимается не просто изготовлением “специалиста с соответствующей картиной мира”, но и изготовлением роли “студента”, чтобы специалисты доучивались на курсе до конца, выполняли задания и тп. И тогда ваша компания перемещается вниз на уровень в цепочке систем обеспечения и сначала изготавливает “студента”, а потом с вовлечением “студента” изготавливает “специалиста с нужной картиной мира”.

Еще один момент, на который тут нужно обратить внимание, особенно если компания займется изготовлением не только “специалиста”, но и “студента” – это поставленные практики лидерства в компании. Чтобы уговорить человека исполнить роль студента, нужно исполнение лидерских практик, причем скорее всего представителями топ-менеджмента. С лидерством все часто не очень хорошо, тем более в российских компаниях, так что это очевидное слабое место, в которое лучше бы потыкать палочкой. (Вообще, если занимаетесь образовательной деятельностью, очень рекомендую пост Анатолия “Деятельностные роли в образовании”. Еще применение системной схемы проекта к курсу обсуждалось в рамках “Системной неконфы 2021”).

Что касается методики: интересная получилась)) можно ее попробовать поприменять и развить. Что я бы порекомендовала улучшить:

  • точно более детально дробить роли людей в компании-заказчике. Роли "предпринимателя" / "компании" тут будет недостаточно; надо отыскать всех людей, у которых есть ресурсы, чтобы противостоять введению курсов или саботировать их, выявить их роли и попробовать уторговать предпочтения в ролевых интересах. Иначе проект будет буксовать, или вы сделаете курс и уйдете – а он не приживется и будет исторгнут.
  • сейчас описаны только разные "сегменты" внешних проектных ролей, но непонятно, когда и для чего переключаться между ними. Чтобы это описание оформилось в более-менее последовательную практику, надо как-то определить, когда, как и для чего переключаться на разные сегменты.
Если решите дорабатывать, поделитесь, пожалуйста, интересно будет посмотреть)

Это выглядит, как чек-лист для учета интересов…ужасно полезный как на старте, так и для промежуточной оценки - выявилось ли новое, были ли ошибки в первоначальном видении)

Юлия, спасибо, стараюсь делать вещи, которые могут быть полезны.

Анна, спасибо за фидбэк; безусловно, надо дорабатывать и развивать - надеюсь, получится :wink: