Стадии жизненного цикла

Разобравшись с архитектурой системы «Деятель», можно определить стадии жизненного цикла для создания данной системы. Исходя из модели «Человек-платформа» выделяются три стадии соответствующие каждому платформенному уровню – стадии постановки мастерства собранности, стадия развития мыслительного мастерства и стадия постановки прикладного мастерства. На картинке представлено мастерство трёх платформенных уровней модели «Человек-платформа», исходя из принципа вложенности одного мастерства в другое[1].

Прежде чем начинать движение по основным стадиям жизненного цикла человеку необходимо расширить кругозор о структуре жизненного мастерства и моделей обучения человека. Данный курс призван помочь с прохождением данной стадии. Именно поэтому в курсе представлены многочисленные модели того, как устроено жизненного мастерство и какими методами его развивать.

Кроме того, учитывая важность усиления интеллекта требуется подробнее представить стадию развития мыслительного мастерства, а именно разделить её на две стадии – развитие методологического мастерства и развитие ролевого мастерства.

Рассмотрим все пять получившихся стадий жизненного цикла системы «Деятель»: Расширение общего кругозора, Постановка мастерства собранности, Развитие методологического мастерства, Развитие ролевого мастерства, Постановка нового прикладного мастерства.

Расширение общего кругозора позволяет человеку ответить для себя на вопрос «Чему и как учиться»? Знание базовых моделей развития мышления поддержанного компьютерами и собственного тела преподаются в данном курсе[2] и онлайн-курсе «Образование для образованных 2020». В частности, в данном курсе определялась роль формального обучения[3], моделей для описания реальности и подчеркивалась важность освоения технологии для создания рабочих продуктов в соответствии с изучаемой теорией.

Любое обучение в своей жизни вы можете связать с одним из платформенных уровней, и соответственно осознанно управлять своим саморазвитием. Для того, чтобы перейти на следующую стадию ЖЦ деятеля необходимо определить свое текущее состояние и понять главные требования, которое вы хотите удовлетворить. Текущее состояние жизненного мастерства вы сможете оценить, заполнив чек-лист «Человек-платформа», а требования касается личных обстоятельств[4]. Например, в рабочем проекте вам необходимо наладить командную коммуникацию или вы хотите развиваться как системный инженер. Совместив требования и текущее состояние жизненного мастерства, вы сможете составить личную образовательную траекторию.

На стадии постановки мастерства собранности человек развивает способности владения собой: вниманием и сознанием, эмоциями и ощущениями, мотивацией, а также своим телом.

Систематичность и дисциплинированность человеку прививают с детства, но не всегда даже взрослый может фокусировать внимание в течение длительного времени[5] или на протяжении нескольких месяцев, удерживая внимание на освоении сложного методологического мастерства. Для этого, в частности, должны быть поставлены на минимальном уровне[6] практики потребления информации, размышления, планирования и досуга, а также освоены психопрактики и двигательные практики[7]. Достаточное мастерство собранности должно помочь не сливаться в процессе обучения. Это достигается за счёт правильной организации обучения, осознанного исполнения роли ученика и внутренней мотивации.

Развитие методологического мастерства происходит за счёт изучения трансдисциплин. Школа системного менеджмента считает, что sota-трансдисциплины в XXI векt кардинально поменялись по сравнению с концом XX века. Апгрейд интеллекта потребуется всем, кто понимает необходимость работы со сложностью. Таким людям потребуется до 2 лет[8], чтобы перепрошить свой интеллект современным системным мышлением, онтологикой и коммуникациями, вычислительным и научным мышлением, праксиологией и экономикой, этикой.

Методологические трансдисциплины дают способность переводить проблему в задачу, а также формируют способность находить способы решения новых задач и быстрее осваивать прикладные практики. Развитие методологического мастерства требует реализации рабочих проектов[9], в котором применяются изучаемые трансдисциплины наряду с прикладным мастерством[10].

Ролевое мастерство совместно с методологическим мастерством формируют мыслительное мастерство. При этом для постановки и совершенствования ролевого мастерства необходимо получить навык методологического мастерства. В рамках ролевого мастерства человек развивает деятельностный кругозор, начиная с трёх областей интересов – системное предпринимательство, системная инженерия, системный менеджмент. А далее с учетом данных трёх областей интересов человек может быстрее расширять кругозор в других видах человеческой деятельности[11].

Прикладное мастерство развивается посредством применения мыслительного мастерства и мастерства собранности, которые помогают быстрее остальных осваивать прикладные практики. Прикладное мастерство призвано реализовать в рабочем продукте решение задачи, которое найдено мыслительным мастерством. В ШСМ будут в будущем представлены базовые с нашей точки зрения прикладные дисциплины системной инженерии, системного менеджмент и телесного развития. Однако, каждый человек должен будет самостоятельно выбирать необходимую ему прикладную дисциплину[12] (в т.ч. за пределами ШСМ) и осваивать технологию на своем предприятии.

Прохождению всех стадий ЖЦ деятеля помогают курсы ШСМ, в результате которых человек должен продемонстрировать создание соответствующих рабочих продуктов. Мастерство по всем платформенным уровням в совокупности формирует жизненное мастерство деятеля. На начало 2021 года в ШСМ представлен пока не полный набор курсов. В следующей таблице приведен список текущих и задуманных курсов.

Стадия ЖЦ деятеляРезультат, рабочий продуктКурсы ШСМ[13]
Расширение общего кругозора "Чему и как учиться"Личная образовательная траектория в виде чек-листа "Человек-платформа".Подготовительные курсы "Образование для образованных 2020» и "Введение в системное мышление" (далее - ВСМ), "Танцевальное введение в системное мышление".
Постановка мастерства собранностиУправляющий своим вниманием и сознанием человек, способный учиться или исполнять роль ученика, в т.ч. поставленные практики потребления информации, размышления, планирования, владения собой и управления вниманием, подготовленное тело.Практикум "Собранность", Курс «Управление вниманием», Курс "Системный фитнес".
Развитие методологи-ческого мастерстваМастерство по всем трансдисциплинам, которое подтверждается подготовкой следующих рабочих продуктов:
  • Схемы, модели и другие формальные описания по своим проектам.

  • Системное описание системы и проекта, а также реализация.

  • Описания задач на вычисления, выбор методов вычислений и их результаты.

  • Научные постановки задач и гипотез, а также подбор методов решений, в т.ч. освоенные методы научных исследований и их результаты.
Курсы ШСМ доводят до навыка, а для мастерства необходима самостоятельная работа после обучения в ШСМ[14]:
Развитие ролевого мастерства, в т.ч. деятельност-ного кругозораДеятельностный кругозор по предпринимательству, системной инженерии и менеджменту, которые подтверждаются рабочими продуктами[15]:
  • Рабочие продукты стратегирования, в т.ч. выбранные системы и проекты, бизнес-модели;

  • Модели MBSE, в т.ч. требования, архитектура, вид и стадии ЖЦ;

  • Жизненный цикл и Архитектура предприятия, в т.ч. Работы, Методы, Стадии проекта, шаги совершенствования и развития.
    Поставленные практики ролевого мастерства: выявление ролей, вход и выход из роли, самоконтроль.
Кругозорные курсы: "Системный менеджмент и стратегирование" (далее - СМС); "Системная инженерия";
"Системное предпринимательство";
"Системный мультиданс"; практикум
"Ролевое мастерство".
Постановка прикладного мастерстваПоставленные прикладные практики исходя из жизненных интересов, личных неудовлетворенностей.Необходимо выбирать прикладные курсы исходя из своих требований, а в ШСМ планируются следующие курсы:
Интенсивы системного фитнеса (лицо, руки, ноги, глотка, таз, …); Практикумы «Системное лидерство», «Архитектура предприятия», «Инженерия системной архитектуры», «Инженерия требований», «Операционный менеджмент»; Интенсивы баз социальных танцев (танго, сальса, хастл, кизомба, …); Интенсивы видов спорта (плавание, футбол, теннис, бокс, …); Ритмика в музыке и танцах.

Каждое мастерство из платформенного уровня ставится по определенным этапам[16]. Этапы формирования мастерства системного мышления или конкретного прикладного мастерства (например, плавание кролем) не отличаются между собой. В главе 7 были предложены следующие этапы достижения мастерства: Объяснение (освоение дисциплины), Умение, Навык, Мастерство. Прохождение этапов отражает повышение квалификации в конкретном мастерстве.

  • [1]  Жизненное мастерство состоит из прикладного мастерства, мыслительного мастерства и мастерства собранности. Последнее состоит из ролевого и методологического мастерства. Методологическое мастерство из мастерства системного мышления, мастерства онтологики, мастерства вычислительного мышления, мастерства научного мышления.
  • [2]  Главные модели курса «Введение в системное мышление»: «Человек-платформа», «Стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля», Модели обучения (стадии обучения, спектр формальности мышления, постановки привычки), Принципы времени и другие.
  • [3]  В формальное обучение основано на изучении понятийного минимума. Альтернативный метод обучения – смотри на меня и делай как я.
  • [4]  Выбор требования, которое вы сможете удовлетворить, зависит от текущего жизненного мастерства. Например, для освоения онтологики или системного мышления необходимо иметь достаточную собранность.
  • [5]  Большинство людей часто отвлекаются, их вниманием постоянно кто-то управляет: родители, начальник, соцсети, ТВ, другие поставщики информации.
  • [6]  На следующих платформенных уровнях потребуются более высокие требования к мастерству собранности. Например, нужно в совокупности удерживать внимание более 40 часов в неделю, переключаясь между разными ролями и, возможно, работать не совсем в комфортных условиях.
  • [7]  Для сложной интеллектуальной работы требуются регулярные физические занятия. Каждый человек может выбрать свой режим занятия спортом, танцами и другой физической активностью. Кому-то будет достаточно длительных прогулок и физкультуры, а кто-то уже регулярно занимается спортом и поэтому ничего дополнительно делать не нужно. Однако, тем кто не ведет физическую активность рекомендует пройти курс системного фитнеса в ШСМ: https://system-school.ru/move
  • [8]  Примерное время на последовательное прохождение методологических курсов параллельно с работой.
  • [9]  Важно ставить «шкуру на кон».
  • [10]  Рабочий проект должен быть из профессиональной сферы деятельности, в которой имеет достаточный деятельностный кругозор и мастерство исполнения проектных ролей.
  • [11]  О 16 видах человеческой деятельности по мнению Антона Тюкова было упомянуто в главе 1.
  • [12]  При выборе сторонних курсов обращайте внимание на понятийный минимум и модели/схему дисциплины, рабочие продукты, создаваемые данной дисциплиной, и технологии. В обучении используйте свои знания моделей обучения из главы 2.
  • [13]  Полужирным начертанием в колонке «Курсы ШСМ» выделены курсы, которые преподаются в ШСМ на начало 2021 года, а обычным шрифтом – курсы на стадии замысливания или в проработке.
  • [14]  В том числе активная волонтерская деятельность, исследования, кураторство, преподавание.
  • [15]  Для разработки рабочих продуктов также необходимы соответствующие прикладные практики.
  • [16]  Этапы постановки мастерства на примере мастерства системного мышления мы обсуждали в главе 7.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»