Внешние и внутренние проектные роли

«Говорю система — подразумеваю наличие проектных ролей для этой системы, говорю проектная роль — подразумеваю систему, которая интересует эту роль», — это самые азы системного подхода. Проектная роль появляется раньше, чем появляется система: если проектная роль не появляется, то систему просто некому определить, некому обратить на неё внимание, некому выделить её из окружающего предметного мира!

Конечно, не любые люди, которым система «интересненька», играют проектные роли. Нет, проектные роли — это те, которые в принципе будут действовать в физическом мире, если им эта система нужна (или наоборот, мешает). Как «наблюдатель» из физики не деятель, так и другие «наблюдающие зеваки» — это не проектные роли. Проектные роли — деятели! Собаки лают, а караван идёт: собаки тут не проектные роли, они не влияют на караван. А вот если купец не оплатит проход каравана, то караван идти не будет. Купец — проектная роль, он занимает деятельностную активную позицию по отношению к каравану. Проходящие мимо — это не проектные роли. Проектные роли — это которые мимо не пройдут, кого проект обязательно зацепит или которые обязательно зацепят проект.

Граница системы — это граница места в физическом мире, которое занимает система. Она определяет, какие части входят в систему, а какие не входят в систему. Вот эта граница системы прежде всего и определяется командой людей, играющих проектные роли создателей системы (инженеры, менеджеры, предприниматели). Внутренние проектные роли — это проектные роли, которые играет команда проекта, а внешние роли — все остальные, прежде всего заботящиеся о внешних по отношению к границе целевой системы системах, системах в рабочем/операционном/физическом окружении целевой системы. Команда проекта определяет, что (какие части) в целевой системе нужно, а что (какие части) не нужно иметь, чтобы система могла выполнить свою роль/функцию/назначение в окружении и не стоила при этом запредельно дорого (больше, чем могут заплатить за её создание внешние роли). А внешние проектные роли/stakeholders определяют роли/функции/назначение системы в её окружении (обычно это инженеры, менеджеры, предприниматели из организации-заказчика, но и многие другие — регуляторы, представители широкой публики, и даже хакеры, воры, террористы).

Все исполняющие эти внутренние и внешние проектные роли люди (а хоть и каждый человек будет исполнять несколько ролей, или одну роль будет играть несколько человек) проявляют находчивость и изобретательность в этом вопросе — исходя каждый из своих предпочтений в интересах. Система в глазах смотрящего: если никто не смотрит, т.е. ни в чьей деятельности система не нужна, то и нет системы, нет её границы, нет назначенного/ролевого поведения/функции. Система субъективна и существует в рамках договорённостей. Одни люди в одних ролях определяют её одним способом, а в других ролях те же люди вполне могут определить её другим способом, в других границах, требовать другого назначения системы. И это нормально, тут нет никаких противоречий. Это просто начальный этап коллективной деятельности: всем проектным ролям нужно прежде всего договориться о том, какова же система, которую мы замышляем, создаём, эксплуатируем, модифицируем, ликвидируем. Никакие призывы к «объективности» тут не помогут, придётся договариваться с учётом того, что интересы у проектных ролей обычно общие, а вот предпочтения в интересах — разные. Одному нужно, чтобы система ездила побыстрее (интерес: скорость, предпочтение: побыстрее), другому нужно, чтобы система была полегче (интерес: вес, предпочтение: полегче). Первый имеет намерение оборудовать систему мощным аккумулятором, который имеет большой вес — и второй понимает, что ему нужно срочно действовать, чтобы этого не случилось! Они начинают договариваться, чтобы реализовать их предпочтения. Все проекты — это непрерывные договорки разных ролей друг с другом. Не договорились — и проект немедленно разваливается. Договорились — и проект успешен (помним, что успешная система как раз и определяется как «по поводу этой системы все договорились»).

Успешность системы определяется сегодня не «объективно», а субъективно — по удовлетворению потребностей (needs) заказчиков, пользователей и самых разных других проектных ролей[1]. Люди, играющие самые разные роли по отношению к системе и проекту по её созданию, должны быть довольны — успех в этом. Нельзя узнать про успех системы, глядючи только на саму систему. Как система (её границы!) так и её успех — в глазах смотрящего. Разные люди и даже одни и те же люди (в разных проектных ролях!) могут быть разных мнений по поводу успеха системы. Так что задача создания системы прежде всего — это договорить проектные роли/stakeholders между собой, или предложить такую систему, по поводу которой им не нужно будет договариваться, ибо она сразу будет реализовывать предпочтения всех ролей. Системный подход, системное мышление — это оказалось и про людей в их ролях по отношению к системе, а не только про саму систему. Система определяется этими людьми и без внимания людей к ней просто не признаётся каким-то важным объектом окружающего мира, а поведение людей в одном из связанных с системой проектов не произвольно, а определяется их культурно-обусловленной (часто — профессиональной) ролью.

Единственный вариант «объективности» — это хорошо организованная субъективность[2], когда все проектные роли (внешние и команда) договорятся о том, какова их система, и что они от неё получат.

Если при создании системы забыли о какой-то проектной роли, потеряли её, забыли пригласить кого-то, кто сыграет эту роль — не будет успешной системы: не будут обнаружены или спроектированы и изготовлены какие-то части системы, не будут выполнены нужные для успеха системы работы, и выяснится это уже после неудачи проекта, когда исполнитель роли обнаружится. А он обнаружится: это ведь не просто наблюдатель, это деятель! Какой-то человек, чья деятельность затрагивается системой или проектом, начнёт активно и изобретательно играть эту забытую роль, и его действия станут заметны команде проекта. Даже если это «никто и звать его никак», он может найти влиятельных друзей, или организует кампанию в прессе: проигнорировать человека-в-роли обычно нельзя, люди крайне изобретательны. Поучаствуйте в какой-нибудь деловой игре, где нужно импровизировать, придерживаясь ролей — вы удивитесь собственной изобретательности. В жизни всё то же самое, только на это (в отличие от игры) даже не обращают внимания: роли играют, не задумываясь над ними (а зря! Если понимаешь, что ты играешь роль, изобретательность можно включать прицельно и сознательно — и она обычно сильно содействует успеху).

  • [1]  http://sebokwiki.org/wiki/Systems_Engineering_Overview — Systems engineering (SE) is an interdisciplinary approach and means to enable the realization of successful systems. Successful systems must satisfy the needs of their customers, users and other stakeholders.
  • [2]  Высказывание Г.П.Щедровицкого.

Источник: учебник А.Левенчука «Системное мышление 2020»