Универсальный менеджер?

На днях наткнулся на описание направления одного из ВУЗов. Оно гласило: «Выпускники, получившие знания по направлению "Менеджмент", могут работать в организациях всех форм собственности, независимо от отрасли экономики. Данный профиль — универсальный. Эффективных управленцев со «свежими», актуальными знаниями ждут во многих сферах. Для освоивших современный менеджмент, где работать – вопрос личного выбора. Поскольку таких специалистов ждут практически везде.».

В принципе, думаю, для большинства людей большого диссонанса данная информация не вызовет. Действительно, какая разница, чем управлять? Везде нужны одни и те же навыки. Неважно, что делаем, самолеты или карандаши. Инженеры сделают, только собери и управляй их командой.

Однако давайте попробуем в цитате выше заменить «Менеджмент» на «Инженерию». «Выпускники, получившие знания по направлению "Инженерия", могут работать в организациях всех форм собственности, независимо от отрасли экономики. Данный профиль — универсальный. Эффективных инженеров со «свежими», актуальными знаниями ждут во многих сферах. Для освоивших современную инженерию, где работать – вопрос личного выбора. Поскольку таких специалистов ждут практически везде.». Думаю, тут уже многие скажут: «Так. Стоп-стоп. А что конкретно этот инженер то будет уметь делать. Он «инженер-самолетостроитель» или «инженер-карандашеделатель»?».

Может ли менеджер быть универсальным и почему для «инженеров» мы требуем разделения специализаций, а для «менеджеров» не всегда?

С точки зрения системного мышления в системной схеме проекта, как известно, выделяются три области интересов: предпринимательская, инженерная, менеджерская.

Предпринимательская область занимается построением рыночных (предпринимательских) гипотез. Данная область отвечает на вопрос «Что делать?». В данной области мы узнаем, какую целевую систему необходимо построить. В инженерной области решаются вопросы воплощения целевой системы. В этой области мы узнаем, из каких компонентов, модулей будет состоять целевая система, где они будут размещаться. Менеджерская же область занимается обеспечением того, чтобы целевая система была сделана. То есть, менеджеры занимаются не самой целевой системой, а системой обеспечения, которая целевую систему строит. Отсюда, видимо, и может возникает коллизия разделения специализаций у инженеров и менеджеров, даже у людей, изучающих системное мышление. Инженеры «прикладывают руки» к целевым системам, и эти системы разные, и это все видят. Менеджеры же занимаются системами обеспечения. А они, эти системы обеспечения, многим видятся одинаковыми. Это люди с инструментами (а в наше время зачастую не с какими-то специализированными инструментами, а с компьютерами и планшетами). Однако это далеко не так. Предприятие (система обеспечения) зависит от того, какую целевую систему будем делать, что будем выпускать. Менеджер должен держать в голове целевую систему и, исходя из этого, строить необходимую систему обеспечения. Для разных целевых систем и их надсистем будут разные системы обеспечения.

Напомню, основными альфами менеджерской области интересов являются: метод, команда, работы. То есть, менеджеры должны управлять командой проекта, ее слаженностью и единством, следить за использованием определённых методов (методологий) в проекте и собственно, контролировать сам поток работ. И эти три альфы будут существенно отличаться в зависимости от того, самолет вы делаете или карандаш. Пока нет предпринимательской гипотезы и инженерного решения, менеджмента тоже нет, так как непонятно, какую систему обеспечения строить.

Поэтому, как и в случае с инженерами, для успешного построения целевых систем менеджеры должны быть тоже специализированы. Они должны понимать предметную область, отрасль, в которой они работают.

Также позволю высказать мысль, что, возможно, разное отношение у нас к разделению по специализациям менеджеров и инженеров идет от системы советского образования, наследником которой мы являемся в настоящее время. В СССР основной упор в образовании был сделан именно на инженерную область. Это позволило создать одну из самых мощных, а, следовательно, и специализированных инженерных школ в мире. В то время как в менеджерскую и предпринимательскую область люди приходили через «инженерку». Например, директорами заводов часто становились их главные инженеры.

Конечно, у менеджеров, как и у инженеров, есть какие-то общие дисциплины, знания по которым едины независимо от отрасли деятельности. Но это как в математике есть условия необходимые и достаточные. Знание таких «общеменеджерских» дисциплин является необходимым условием для успешной целевой системы, но не достаточным. Хочется надеяться, что в ВУЗе, описание которого я привел выше, студентам это объясняют.

P.S. Кстати, с разделением специализаций предпринимателей та же история. Но об этом хорошо написано тут.

Это может быть и так, но по моему опыту общения с крутыми менеджерами все они говорят “без разницы чем управлять, я могу всё”. Такой же уверенности у крутых инженеров я не вижу.
Предполагаю, дело всё-таки в детализации. Менеджер летает сверху, он может не знать деталей и не тратить время на их изучение. При изменении профиля менеджера время на вход и понимание происходящего не нулевое, но вполне обозримое.
При смене профиля инженера требуемых деталей нужно гораздо больше. Например, раньше я делала авиационные двигатели, а теперь хочу собирать роботов в Boston Dynamics. Это существенно разные вещи. Материалы, компоненты, требования, прошивка, да даже язык - всё другое. Потребуется немало времени на освоение.
В общем, специализации менеджерам нужны, но всё-таки эта профессия кажется более гибкой.

Специализация не нужна тем специалистам которые не могут выявить и сформулировать особенности предметных областей.

Возьмем простые примеры:
1 - управление командой квалифицированных специалистов,
2 - управление разнорабочими,
3 - управлять военным подразделением,
4 - организавать работу большой военизированной организации с разнообразными функциями,
5 - управлять толпой одухотворенных артистов.

Покажите мне менеджера который сможет Эффективно организовать команду, хотя бы для 3 вариантов?
даже если такие есть, это единичные ТАЛАНТЫ, и искать их для выполнения повседневных задач безсмыссленно и дорого.

Дело в том, что работу вот этих вот “крутых менеджеров все они говорят «без разницы чем управлять, я могу всё»” - очень сложно оценить.

Главная проблема в том, что они не могут и незаинтересованы в обучении других менеджеров.

А инженеров мы учим миллионами, и единственное, что мешает - нежелание учится.

Вот у этих вот «без разницы чем управлять, я могу всё», спросите - Объективные, рациональные критерии оценки вашей работы?

что они говорят, в конце года директору на отчетном собрании?

  • Коньюктура рынка плохая? недостаточно инвестиций? неэффективная реклама? инженеры не уложилис в сроки? Конкуренты …? Бла, Бла, Бла?

Для того что бы оценить работу менеджера надо погружаться в процесс его работы, детально понимать условия в которых он работает, оценить доступные ресурсы.

Как мы оцениваем работу инженера?

  • самолет летает!
  • мост стоит и не разрушается.
не надо понимать как работает инженер, и чему он обучен, результат видно невооруженным взглядом.

Как оценивают работу менеджера:
-повезло - получи премию,
-не получилось - команда виновата, поставщики подвели …