Подкаст #3. Ролевое мастерство

Так же доступно в telegram и youtube

Ролевое мастерство нужно, чтобы понимать, что происходит в разных проектах, в том числе в обучении, и чтобы деятельностно влиять на этот проект, грамотно играя свою роль.

Ролевое мастерство занимает интересное место. Оно одновременно связано с системным мышлением и с мастерством собранности.  
Системное мышление вводит само понятие роли, и также группу других понятий, которые вместе формируют язык для обсуждения того, что есть в каждой деятельности. И так же подразумевает деятельностный кругозор, за счет которого эти роли и будут выявляться.
А мастерство собранности фокусируется на исполнении роли.
И в объяснении всего этого очень помогает театральная метафора.

Проще всего обсуждать практику/деятельность как своего рода театральную пьесу, которую разыгрывают по ролям в разных театрах. Несмотря на огромную разницу в интерпретации этих ролей актёрами и их режиссёрами в разных театрах, и даже в одном театре в разные дни, всё-таки есть огромный смысл обсуждать сами пьесы, а не только их отдельные исполнения.

Театральная метафора сравнивает деятельность с пьесой, задаваемой сценарием этой пьесы. Сценарий состоит из перечисления действий разных ролей. Пьеса играется много раз, деятельность повторяется много раз — хотя каждое исполнение пьесы и каждое действие в чём-то уникальны, но мышление экономится за счёт «выноса за скобки» всего того, что повторяемо. Знание принципов освобождает от знания фактов .

Программка в театре содержит важнейшую информацию: «действующие лица и исполнители»:
Действующие лица — это вдумчивый Принц Гамлет и безумная Офелия. У них есть своё назначение в пьесе, это ролевые/функциональные объекты.
Исполнители — это весёлый актёр-стажёр Вася Пупкин в утренних спектаклях и мрачный народный артист Василий Петрович Черезколеноногузадерищенский в вечерних спектаклях оба играющие Принца Гамлета, плюс педантичная Елена Ефимовна во всех спектаклях, и она не болеет и не замещается. Исполнители — физические объекты, это люди, играющие роли в пьесе-проекте. Мышление тут то же самое, что про микроскоп, камень или молоток.

Используемый молоток в своём окружении обычно (но не всегда) играет роль гвоздезабивального устройства. Эту роль «гвоздезабивальное устройство» может играть камень, может играть микроскоп. Чаще всего это молоток. Можно даже перепутать физический предмет с его ролью. Можно обозвать микроскоп (первичное назначение которого — смотреть на мелкие предметы) молотком, если сделать именно его «гвоздезабивальным устройством». Но проще различать функциональное именование предмета по его функции в окружении и конструктивное имя предмета «без окружения», которое только предполагает его использование. У одного объекта может быть много имён. Главное — это понимать, что если два разных имени относятся к одному и тому же месту в пространстве-времени, то это один и тот же предмет. Если «микроскоп» и «гвоздезабивальное устройство» в какой-то момент относятся к одному и тому же месту в пространстве-времени, то это один и тот же предмет. Если «молоток» и «микроскоп» относятся в какой-то момент к одному и тому же месту в пространстве-времени, то это один и тот же предмет — и можете гадать, это микроскоп, которым колотят гвозди, или молоток, которым что-то пытаются рассмотреть.

Так что на момент исполнения роли Принц Гамлет и Вася Пупкин — это один и тот же объект. Но мы их всё-таки не должны путать: Принц Гамлет существует только во время спектакля, когда Вася Пупкин играет его роль. А Вася Пупкин существует независимо от этого, и нас мало волнует Вася Пупкин, когда он чихает или звонит по телефону подруге — это не Принц Гамлет чихает и звонит по телефону, это Вася Пупкин в других ролях!

У Принца Гамлета (у роли!) свои интересы — его волнует вопрос «быть, или не быть!». И у него есть предпочтение больше «быть», чем «не быть». Он действует, исходя из этого предпочтения. Принц Гамлет действует, а не Вася Пупкин, и не Василий Петрович Черезколеноногузадерищенский. Действуют не люди, а люди-вролях! А люди? Они действуют, играя роли, и только играя роли! Если Вася Пупкин заболел, то это не Принц Гамлет заболел, но это Вася Пупкин стал играть роль пациента в проекте его лечения. И лечат пациента (Васю Пупкина, играющего роль пациента), а не Принца Гамлета. «Пациент» — это имя роли.

Мы можем потребовать заменить актёра-исполнителя, но обычно не можем потребовать заменить действующее лицо. Это огромное достижение цивилизации: роли культурно-обусловлены, они знакомы многим людям, про «игру по роли»  написаны учебники, а исполнители привносят в них личное — и это сливается в одно «исполнение роли».

Конечно, в реальной жизни мы непосредственно видим в первую очередь исполнителей — конкретных актёров-людей, а не «роли». Но обсуждаем по ходу пьесы мы исключительно роли, если только речь не идёт о качестве исполнения!

Мы всегда можем указать Васе Пупкину, что он плохо выучил роль, или играет чужую роль и всяко по-другому дать понять, что «ты не прав, Вася», если нам известна пьеса, которую он играет. Если пьеса неизвестна, то мы не можем понять — прав, или не прав Вася в своих действиях.

Поэтому требуется кругозор.


Можно разделить жизнедеятельность любого человека на несколько универсальных стадий: Потребление информации, Размышления, Личное стратегирование, Планирование работ, Реализация, Досуг. На каждой стадии реализуются несколько тематических практик. Например, потребление информации может происходить при помощи практик чтения, просмотра видео или слушания подкаста. Почти все активные действия человека можно так или иначе классифицировать под вышеуказанные стадии и выделить определенные практики.

Правильное потребление информации и последующее размышление — это важные задачи исследовательской деятельности, поэтому каждый человек является исследователем или ученым познающим физический мир. В роли исследователя мы изучаем мир и составляем картины мира. Лучшие картины мира становятся научными теориями, а ученые, сделавшие данные открытия, получают премии и общественное признание. Но с точки зрения ролевой модели человек-первооткрыватель и обычный человек играют роль исследователя или ученого, когда изучают реальность и описывают её.

Каждый человек является предпринимателем, потому что каждый день принимает решения, которые влияют на его жизнь. Куда пойти учиться или работать, стоит ли покупать квартиру или изучать системное мышление – это всё предпринимательские решения. На стадии личного стратегирования каждый человек делает выбор куда тратить не только финансовые средства, но и куда инвестировать время. Большинство людей не уделяет внимание предпринимательским практикам, раз уж они не являются бизнесменами. Но это суровое заблуждение. В случае каждого жизненного решения необходимо осознанно вставать в роль предпринимателя и брать на вооружение предпринимательскую практику. В частности, правильно ставить «шкуру на кон». Поэтому каждый деятель должен уметь выбирать системы и приоритетные проекты, а также понимать куда инвестировать время своей жизни.

Каждый человек является инженером. Как минимум, мы создаём себя. Каждый человек занимается саморазвитием, даже если он так не думает о своём поведении. В рабочей деятельности многие из нас участвуют в создании систем. Например, парикмахер – это с системной точки зрения «инженер», поскольку парикмахер создаёт такую систему как «прическа». К инженерной работе также относится работа по моделированию будущих систем, описание потребностей и требований, архитектурная работа и изобретательство. Открытие или создание новых практик – это работа ученого, а создание с помощью этих практик рабочих продуктов или систем – это деятельность инженера. Чтобы создавать системы и менять мир необходимо владеть инженерными методами. Для создания разных систем необходимо изучать соответствующие практики. Например, при воспитании ребенка моделируется система «счастливый и готовый к самостоятельной жизни человек», а процесс воспитания с точки зрения системного мышления – это совокупность инженерных практик, которые позволяют создать данную систему. Поэтому каждый деятель должен владеть определенными инженерными практиками, и также практиками размышления.

Каждый человек является менеджером и лидером, потому что постоянно планирует дела и организовывает, по крайней мере, себя. С точки зрения менеджера человек планирует работы и хочет, чтобы они были сделаны в срок и с наименьшими издержками, а также контролирует и анализирует исполнение работ. Из роли лидера человек уговаривает себя не бросать заниматься спортом или ставит себя в роль автора поста. Поэтому каждый деятель должен владеть менеджерскими и лидерскими практиками.

Человек так или иначе обучается всю жизнь. Но либо человек осознанно встает в роль ученика или же его ставит в эту роль внешний источник информации. Например, пропагандисты посредством телевизора обучают население "правильно" любить родину, а рекламщики обучают обывателя пользоваться товарами, чтобы улучшить его жизнь. Однако, для изучения сложных теорий и трансдисциплин, которые развивают интеллект, требуется осознанный подход.


Особо сложно тут играть свою, а не чужую деятельностную роль. Сидеть тихо и «всё понимать про другие роли»  — это ведь только половина дела. После понимания нужно ещё и действовать , представляя свой ролевой интерес и ролевое предпочтение и добиваться своих целей. Конечно, у вас может быть множество ролей (особенно в маленьких проектах, где вечно «театр одного актёра», и тем более в личной жизни), но лучше бы маркировать и для себя, и для окружающих, когда вы переходите из одной роли в другую.

Понятие роли напрямую связано с понятием практики. Практики позволяют человеку действовать с научной точностью, улучшают действия и определяют предмет обучения человека для развития жизненного мастерства. Не нужно придумывать чего-то нового, а нужно быстро разбираться в имеющихся практиках, быстро их осваивать и применять, получая обратную связь.

Формальное описание практик, в отличие от неформализованных (интуитивных) средств, позволяет постоянно их улучшать и осознанно им обучать. Из культуры человеку важно, в первую очередь, брать достижения цивилизации, которые выражены в практиках. И это одно из положительных влияний социальной среды. Жизненное мастерство можно получать неосознанно: в школе и вузе не осознавать, чему и зачем учитесь, а во взрослой жизни развитие идет интуитивным путём без понимания стадий обучения формализованному знанию и практикам. Тем не менее, чтобы быстрее повысить мастерство необходимо сначала всего лишь осознанно освоить новую практику. Хорошее исполнение роли можно быстрее добиться за счёт правильного применения соответствующей практики.

Практика — это правила, по которым человек совершает действия с использованием технологий. Под правилами мы подразумеваем дисциплину, теорию, модель или формализованное описание реальности, которая имеет определенную предсказательную силу. Технологии — это инструменты, которые поддерживают действия человека по данным правилам.

Практики или действия роли обсуждаются отдельно от конкретного человека, исполняющего роль.
Мы можем размышлять обо всех действиях, которые совершает человек не только по работе, но в свободное время досуга. Люди редко распространяют театральную метафору на жизненные роли. А между тем существуют роли сына, воспитателя, ученика, мотиватора, мойщика посуды, уборщика комнаты, пассажира метро и т.п. Рассуждения в этих случаях такое же, как в случаях с профессиональными ролями. Многие взрослые знают, но не применяют подобную компетенцию. Свидетельством этого – переход на личности, вместо того чтобы обсуждать действия человека и не затрагивать его личные характеристики. Чем раньше человек понимает, что в каждый момент времени можно рассматривать поведение по роли, тем продуктивней и менее стрессовой будет жизнь.

Изменение своего поведения – это буквально изменение мышления, а для этого нам необходимо обратить внимание на свои действия. Понятие "роль" помогает это сделать, а далее мыслительное мастерство помогает найти и быстро поставить необходимую практику.


Ролевое мастерство помогает обращать внимание на то, как определенные роли влияют на нашу психику. Исполнение некоторых ролей приводит к негативному аспекту и нам это нужно улавливать, и менять роли. Здесь ролевое мастерство опирается на психопрактики собранности и посредством самонаблюдения за исполнением роли позволяет обращать внимание на негативные эмоции от исполнения роли. Некоторые роли, которые мы исполняем, если они не приносят нам удовлетворения, необходимо замечать, понимать, и, возможно, менять или больше не играть.

С другой стороны, нельзя смешивать внутренние ощущения человека и те эмоции, которые свойственны роли. Например, человек может волноваться перед сложным разговором, но как менеджер он должен тембром голоса, жестами, мимикой сопровождать свою речь по роли. Передаваемое волнение от человека к исполняемой роли – это плохое ролевое мастерство. Поэтому разделяем эмоции по роли и отдельно эмоции человека.

основные практики ролевого мастерства:
1. Выявление ролей;
2. Вход в роль и выход из роли;
3. Самоконтроль: ролевая осознанность;
4. Системный фитнес, телесные практики.

  1. Про деятельностный кругозор мы уже поговорили, именно с его помощью выявляются роли.

    Роль определяется интересом к системе. Посмотрите на действия и/или обратите внимание на слова, которые произносит человек. nЕсли он все время говорит о бюджете, о сроках – то, можно предположить, что в этот момент он играет роль менеджера. Именно менеджера интересуют сроки и деньги.

    Также выявлять роли можно через практики и рабочие продукты. Рабочий продукт – это результат деятельности роли по дисциплине и с применением технологии. Например, бухгалтерский баланс составляет бухгалтер, который знает дисциплину бухучёт и владеет технологией «1С». Поэтому важно обращать внимание на результат деятельности конкретной роли в физическом мире. Вы можете не знать роль, когда разбираетесь в новой ситуации, но обратив внимание на рабочий продукт можно определить название роли и даже практику. Но если не можете назвать роль или практику по рабочему продукту, то значит не хватает деятельностного кругозора.

  2. Практики входа и выхода из роли призваны обратить внимание человека на реализацию и прекращение реализации определенной ролевой практики. Это внимание позволяет лучше сосредоточиться на занятии конкретной деятельностью. Привлечение внимания к роли не только задаёт ролевые практики, но и определяет необходимые рабочие продукты.

    Психопрактики в актёрском мастерстве даются в том числе и для того, чтобы актёр не перевоплощался в свою роль полностью: нужен Вася Пупкин, играющий Принца Гамлета. Если Вася Пупкин вдруг перевоплотится в Принца Гамлета полностью, забыв себя, и скажет режиссёру «пшёл вон, смерд!», махнув для убедительности жестяным мечом, то понятно, что так быть не должно. То же самое с инженером, менеджером, предпринимателем: нельзя путать себя-в-роли и себя самого как актёра, играющего роль, нельзя застревать в роли. Например, приходить домой и думать о работе, продолжать исполнение роли менеджера, вместо того чтобы исполнять роли отдыхающего, собеседника и т.д.

    Чтобы обеспечить вход и выход из роли используются практики привлечения внимания. Например, практика Помодоро призвана настроить человека ко вхождению в роль путём определенного ритуала запуска таймера. Об этом был большой вебинар с  одним из наших преподавателей. Для человека ритуалы имеют положительное свойство, они упорядочивают внимание, помогают входить и выходить из роли. Настроиться на выполнение определенных ролей помогает соответствующая окружающая среда. Например, чтобы легче войти в роль писателя можно выбрать удобное и спокойное рабочее место дома или, наоборот, засесть в людном кафе.

  3. Когда человек играет определенные роли, то ему необходимо оценивать соответствие действий контексту и, в целом, итоговое качество исполнения роли, то есть:
    -- вовремя реагировать на несоответствие роли текущей ситуации;
    -- обращать внимание на то, что требуется изменить в ролевом мастерстве на будущее.
    Выявление проблем в исполнении роли является первым шагом для изменения поведения в будущем.


    Governance/присмотр работает как присмотр за детьми: пока дети играют в центре комнаты, ничего не происходит, кроме наблюдения. Но когда один из присматриваемых лезет на окно, присматривающий активно вмешивается и принимает меры — он ни разу не просто «наблюдатель», он деятель!
    То есть когда несоответствующее поведение замечено, нужно задействовать другие роли и практики, чтобы устранить проблему.

  4. Тело не должно отвлекать от умственной работы. Если твоё внимание должно быть острым, как бритва, восемь часов в день, то тело должно это выдерживать: не уставать, не давать сигналов боли. Во многих практиках тело должно ещё и делать точные движения. Презентации как концертные выступления (осанка, подача!), печать слепым десятипальцевым методом, рисование, произнесение речи (вокал и выразительная речь — это же тоже про телесные практики, включая мышечную работу по использованию резонаторов для громкой речи без микрофона), игра на музыкальных инструментах — всё это мышечная работа. Мышцы должны быть расслаблены, кроме работающих мышц.

    Тело не должно болеть, подпрыгивать, не вовремя хотеть есть, засыпать, затекать. Здоровье хорошо, когда его не замечаешь. Тело должно быть развито, чтобы его не замечать. Телом нужно заниматься, за телом нужно ухаживать. Мы не можем сбежать из своего тела, заменить его, поэтому нам нужно держать его в порядке.

На этот раз всё! Тема довольно объемная: про нее написано более 100 страниц на три книги (1, 2 и 3), так что не стесняйтесь ознакомиться с дополнительными текстами, если заинтересовались.

Спасибо, что оцениваете материалы! Не забудьте это сделать и в этот раз :)