В пятой главе зацепила идея о том, что при стратегировании нужно по возможности ставить цели в виде готовых объектов/систем - то есть, результатов, а не рабочих процессов.
Здесь, как мне кажется, может здорово помочь метод постановки СМАРТ-целей. С одной стороны, это штука достаточно известная, а с другой - знают о ней все-таки не все, а из тех, кто знает, не все пользуются. Давайте проверим, действительно ли она может быть нам полезна.
Допустим, я хочу повысить эффективность обработки заявок на обучение. Это цель? Нет, это скорее потребность/неудовлетворенность (получается, что сейчас заявки обрабатываются недостаточно эффективно).
Какого результата мы хотим добиться? Какие боли снять? Мы хотим автоматизировать процессы, упростить контроль и сделать его более прозрачным. Какая готовая система может нам в этом помочь? Видимо, CRM-система.
А теперь пробуем максимально конкретизировать эту цель по СМАРТ-методике. Как часто бывает, СМАРТ - это аббревиатура. SMART = Specific + Measurable + Attainable + Relevant + Timebound. То есть, наша цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и с четкими временными рамками.
Погнали.
Цель должна быть конкретной (Specific). К сожалению, мы пока не знаем, какая конкретно CRM-система нам нужна, но на рынке их не так чтоб много, да и демо-доступ есть далеко не у каждой (покупать кота в мешке мы не хотим). То есть, уточняем цель следующим образом: "Внедренная CRM-система, отобранная по итогам демо-тестирования".
Цель должна быть измеримой (Measurable). Здесь посложнее, так как явной численной метрики не видно. Но сотрудники будут заносить в CRM-систему клиентов, формировать группы, и это вполне себе измеримый результат.
Цель должна быть достижимой (Attainable). Располагаем ли мы необходимыми для внедрения CRM-системы ресурсами? Да, располагаем: у нас есть компьютеры, сетевая инфраструктура, средства для приобретения лицензии. Возможно, понадобится обучение каким-то нюансам работы с самой системой, но эту задачу мы решим еще на этапе демо-тестирования: разработчики готовы нас консультировать и проводить обучающие вебинары.
Цель должна быть значимой (Relevant). И это, на мой взгляд, самый главный пункт. Сначала важно понять, какие задачи мы хотим решить, и только потом подбирать под них инструмент. Внедрить систему, потому что "все так делают" - неправильно. Внедрить систему, чтобы автоматизировать процессы и упростить контроль - правильно. Собственно, мы с этого и начали.
И цель должна иметь четкие временные рамки (Timebound). Лето - сезон отпусков, а вот 1 сентября для многих из нас остается вехой, открывающей новый учебный сезон. Успеем ли мы к 1 сентября? Должны успеть. Две недели на тестирование и выбор, еще две - на освоение и перенос уже полученных заявок.
Итак, теперь наша цель звучит так: "Внедренная к 1 сентября CRM-система для автоматизации и упрощения контроля процессов обработки заявок на обучение, отобранная по итогам демо-тестирования доступных на рынке решений". А это уже практически план работ, остается выделить конкретные задачи, назначить исполнителям и проставить сроки.