Функциональная архитектура деятеля

Следуя трансдисциплине системного мышления, после того как мы обсудили потребности и требования для нашей системы "Деятель", нам необходимо обратиться к внутреннему устройству нашей системы. Однако, человек как объект (модуль) достаточно сложно устроен, и мы вряд ли сможем построить полное системное описание системы "Деятель". Более того, даже архитектурное описание будет не полным, поскольку невозможно выделить отдельно органы или части тела, которые отвечают за функциональные части человека, и поэтому мы не сможем сделать описание мест/размещений данных модулей. Из всего системного описания нам доступна только функциональная архитектура деятеля.

Ещё раз повторим что невозможно сделать: неархитектурное функциональное описание, модульное описание (архитектурное и неархитектурное), места/размещения модулей (архитектурное и неархитектурное). Хотя с точки зрения архитектурного модульного рассмотрения мы отдельно выделили физическую часть мозга, которую назвали – "интеллект". При этом точно не знаем где именно находится интеллект, и какие биологические части мозга составляют в итоге интеллект. Возможно, что когда-нибудь нейрофизиологи совместно с другими учеными смогут составить системное описание мозга человека. Однако, даже функционального архитектурного описания нам достаточно, чтобы говорить о создании системы "Деятель".

Основная функция системы "Деятель" – жизненное мастерство или способность жить. В начале главы были сформулированы потребности и требования, которые заключаются в том, чтобы жить интересной, счастливой и успешной жизнью, создавая успешные системы. Мы говорили про требования масштаба личности, автономности, умения учиться, антихрупкости, интегративной сложности, интегративного успеха. Таким образом, мы составили часть системного описания "Деятеля", а именно описание как "черного ящика". Требования, вытекающие из потребности, задают функцию или внешнее поведение системы – жизненное мастерство. А функциональная архитектура задаёт внутреннее устройство системы или, другими словами, то каким образом получается данное эмерджентное свойство системы.

С функциональным внутренним описанием жизненного мастерства мы познакомились в главе 2, но только тогда мы не называли это функциональной архитектурой. Теперь пришло время назвать вещи своими именами. Функциональная архитектура системы "Деятель" состоит из мастерства собранности, мыслительного мастерства и прикладного мастерства[1].

Данная ситуация с ограниченным знанием о человеке не уникальна и не является препятствием для создания и развития системы "Деятель". Для больших сетевых систем, а мозг человека как раз и состоит из большого числа нейронных связей, такая ситуация вполне характерна. Например, для интернета невозможно определить модульное описание, никто точно не знает, что входит в структуру интернета в конкретный момент времени и какие существуют связи между частями интернета. Непрерывно появляются и исчезают новые связи и узлы интернета, структура интернета постоянно меняется. Крупные сетевые системы создаются совместно разными проектными командами, которые могут не знать о своем существовании. Например, говоря о социальной среде, мы отмечали, что так или иначе вы не сможете увернуться от того, чтобы кто-то не заложил в вашу голову какую-то модель мира.

Работа команд над большими сетевыми системами основывается на общих принципах при создании системы. Несмотря на то, что какие-то команды могут разрушать или негативно воздействовать на систему[2], тем не менее такие системы вполне могут быть успешны. Для этого необходимо понимать хотя бы функциональную архитектуру системы и методы создания системы, о которых поговорим в разделе про проект создания деятеля. А здесь обсудим разные модели функциональной архитектуры.

  • [1]  Однако, мы точно не знаем какие физические части мозга и тела отвечают за эти функциональные части, хотя понимаем, что они где-то существуют в человеке.
  • [2]  Например, заложенная кем-то картина мира о расслабляющем эффекте алкоголя негативно воздействует на человека, который чрезмерно увлекается выпивкой.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»

1 лайк