Аристотелевская физика в системном мышлении

В системном мышлении чаще всего (увы, но это так) используется «аристотелевская физика»: когда палец давит на стол, но стол не давит на палец, ибо палец-то живой и активный, а стол пассивный! В системном мышлении система/ролевой объект играет свою роль, выполняет свою функцию — но считается при этом активной, а окружение — главным образом пассивным, претерпевающим изменения. Изменения в системе при выполнении ей свой функции рассматриваются потом отдельно. Увы, в системном мышлении иногда встречаются слова о «взаимодействии» частей систем, но по факту каждый раз рассматривается пара активной системы и более-менее пассивного её окружения. Почему так? Помним, что системное мышление — это про управление вниманием. В мышлении сказать, что «всё со всем связано» и «всё со всем взаимодействует» и «всё на всё влияет и взаимовлияет» — это будет очень правильно в физике, но бесполезно в системном мышлении. Полезней оказывается привлечь внимание к какому-то центральному объекту, заякорить это внимание, а всё остальное потом рассматривать по отношению к этому заякоренному объекту.

Ролевой/функциональный объект, который играет роль/выполняет функцию в своём окружении — это и есть ответ на это требование иметь центр внимания в ходе системного рассуждения. Роли очень часто рассматриваются ровно так: ролевой объект действует на другой ролевой объект, а обратным действием пренебрегают — но если оно важно, просто проводят ещё одно рассмотрение, специально для учёта этого действия. Если фреза режет деталь, то она тупится. Этим пренебрегают, рассматривают изменения детали, это важное! Ролевое действие фрезы: менять форму детали! А потом отдельным рассмотрением говорят о том, что происходит с фрезой. Но уж тогда и деталь назовут «тупящей средой», а не деталью. Другая роль!

В какой-то мере это «анимизация» неживого мира, удобный способ думать о неживых предметах так, как будто они живые — не в терминах ньютоновской физики, а в терминах аристотелевской (где делятся предметы-участники действия на «активные» и «пассивные», типа «молоток бьёт по гвоздю»). У этого способа думать есть свои ограничения, но его нужно как минимум распознавать и понимать, о чём идёт речь в таких случаях, как понимать подобные описания.

Одним из примеров такого подхода служит инженерный способ разработки требований «сценарии использования» (use case, но автор Ivar Jacobsen оговаривал, что в шведском языке, на котором он сначала предложил этот способ разработки, вместо слова case использовалось слово «сценарий»). Сценарий — это последовательность действий актёра/актора/actor, то есть активного действующего предмета. Это может быть как человек (и в предлагаемом для описания сценариев использования для описания актёра служит фигурка человека), так и вовсе не человек, и даже неодушевлённый предмет — тот же молоток, который предлагается активным элементом в последовательности действий, складывающихся в пьесу-сценарий. Сценарии использования оказались очень удачны для описания работы/процессов/последовательностей_действий/сценариев/поведения системы и её частей. Этот способ описания стал повсеместным для инженеров, он приводит к построению функциональных/ролевых описаний.

Термин «функция», как мы обсуждали в первом разделе, имеет множество самых разных значений. Очень часто ролевое поведение/действие (поведение для какого-то назначения) называют функцией. Так, обычное словоупотребление — «функция молотка — забивание гвоздей». Чаще всего функция выражается отглагольным существительным, а не глаголом. Это «процессы», «работы», которые рассматриваются вне «игры по роли» чаще выражаются глаголом. Процесс или работа будет «забить гвоздь», но если для игры по роли как поведения выбирается слово — оно будет отглагольным существительным (ing-овая форма в английском, отсылка к продолженности действия).

Функция/ролевое поведение/действие назначается людьми, вещи не назначают функции сами себе. Не молоток назначил себе роль забивателя гвоздей, не молоток имеет функцию забивания гвоздей. Мы можем взять микроскоп и назначить его «молотком» — забивать им гвозди. Молоток при этом — не более чем роль для микроскопа (или камня, или даже молотка), название не должно путать. Поведение микроскопа в этой роли, его функция, «игра по роли» — забивание гвоздей.

Если выбрана терминология с «функцией», то функция выполняется функциональным объектом. Или, что то же самое, ролевое поведение выполняется ролевым объектом, или действие выполняется ролью. Или функциональный объект называется функциональным элементом, при этом игнорируется тот факт, что «элемент» означает что-то неразделимое дальше на части. Слова-термины важны и не важны!

Приём мышления тут состоит в том, что для каждой роли (функционального объекта) предусмотрено культурно-обусловленное (иногда говорят «нормативное», обусловленное культурными нормами и правилами) поведение. Мышление позволяет использовать в какой-то роли самые разные предметы, и думать о них одинаково как «ведущих к достижению цели», во внимании удерживается цель, а природа самого объекта, играющего роль, оказывается вторичной. Если функция/действие/игра по роли — забивать гвозди и роль/ролевой объект/функциональный элемент — молоток, то камень, микроскоп, специально сделанный для забивания гвоздей молоток в общем и целом будут делать одно и то же. И совпадение имён ролевого объекта «молоток» (если мы вдруг так назовём «гвоздезабивальное устройство») и физического объекта «молоток» тут можно считать случайным.

Знания передаются из ситуации в ситуацию в виде норм поведения для ролей, а не норм поведения для разных физических объектов.

Этот приём, когда вещи определяются по их основному назначению/роли/функции, по их ролевому поведению, позволяет существенно экономить мышление. Системы прежде всего рассматриваются как ролевые/функциональные объекты в тот момент времени, когда они выполняют свою роль, то есть готовы и работают, приносят пользу. Например, самолёт как система — это прежде всего ролевой/функциональный объект, который сам летит, при этом перевозя по воздуху пассажиров и грузы. Самое частое назначение/функция самолёта — самому летать, это и отражено в названии. Первичное и обычное назначение насоса — насасывать, это и отражено в названии. Но насос запросто может быть назван «нагнетателем антифриза во втором контуре охлаждения», если ролевое его назначение — нагнетать антифриз во втором контуре. Завод насосов продаст насос, а вот купивший насос — переобзовёт его в нагнетатель, и это нормально. Без контекста использования — это «просто насос», конструктивный объект, у него нет окружения. В контексте игры по роли — это ролевой объект, «нагнетатель антифриза во втором контуре охлаждения». Вне контекста использования инженерных способностей Маша — это просто Маша, она много чем может быть (как и микроскоп: может мелкие предметы показывать, можно им орехи колоть, гвозди забивать, использовать как пресс-папье. Так и Маша — она много чего может). А вот в момент выполнения функции инженера, ролевого поведения, Машу будут назвать — инженер. И это нормально.

Системы именуются обычно по первичному их назначению, то есть по назначаемым им ролям, эти роли и определяют их поведение/действие/функцию. Когда мы именуем микроскоп, то прежде всего имеем в виду то, что он позволяет «мелко смотреть» в тот момент, когда он полностью изготовлен и работает. Если бы мы считали, что микроскопом нужно главным образом что-то колотить (орехи, например, колоть), назвали бы его «колотилка».

Как всегда в языке, самые древние названия имеют неясное происхождение и часто указывают не на роль/функцию, а на форму (молоток, маленький молот — но вот сам молот — это от «молотить», «бить») или что-то другое. Но если мы разрабатываем системы, или хотим понять что-то про системы, то в названии правильно искать не физический объект, представляющий систему, а роль — и указание на функцию/действия этой роли.

Ну, а если системой вдруг является человек — обычно мало что можно сходу сказать о его назначении/функции в окружении, с людьми обычно всё сложно. И с ролевым поведением/функциями людей придётся всегда разбираться отдельно и специально. Но мышление про людей-в-роли и какой-нибудь микроскоп-в-роли будет устроено одинаково!