Про осознание и незнание

Практика осознанности из 3 главы началась для меня не совсем осознанно. Просто вдруг я поняла, что всегда переживала за то, что знаю недостаточно, гораздо меньше, чем хочу знать. Но о том, что значит для меня «достаточно», я никогда раньше не задумывалась. Я тревожилась об этом с самого детства, не только на работе, в школе и институте, но, кажется, даже в детском саду.

И, если быть честной до конца, больше своего незнания я боялась, что кто-то меня в этом самом незнании уличит. Я давно уже стараюсь быть честной со своими учениками и говорю, что я не знаю ответов на все их вопросы, что у меня есть пробелы в знаниях, что часто я строю гипотезы и проверяю их на практике, иногда они подтверждаются, иногда нет и приходится искать другие варианты решения проблем. Я училась признаваться в этом им и себе, и сейчас чувствую себя комфортно, когда говорю о своем незнании вслух.

Когда я пришла на курс «Введение в системное мышление», мне было очень интересно, насколько комфортно или дискомфортно мне будет ничего не знать, задавать вопросы, и не возникнет ли у меня желания «отсидеться» и «отмолчаться» в углу, т.к. тема для меня совсем не простая, а логическим складом ума и успехами в точных науках я никогда не блистала. Оказалось, что я не испытываю совсем никаких негативных эмоций по поводу своего незнания, легко могу признать свои ошибки или непонимание чего-либо.

Это осознание пришло ко мне внезапно, когда я решила применять практику мышления проговариванием всем подряд рассказывая про то, что такое системное мышление, хотя я прекрасно понимаю, что представление о нем у меня пока что довольно туманное. Но собеседники задают мне вопросы, заставляя мой мозг работать, строить теории и делать свои выводы, правильность которых мне не стыдно и не страшно проверить на онлайн-встречах. И важно только это: обратная связь от других людей и работа моего мозга.

Ко мне пришло спокойствие и осознание того, что я больше не трачу энергию на то, чтобы переживать по поводу своего незнания. Я приняла его, почувствовала облегчение и теперь мне легко и приятно вставать в позицию ученика, разбираться в том, что мне непонятно, составлять план своего самообразования и спокойно, в состоянии радости и приятного предвкушения, начинать заполнять пробелы в знаниях, а не беспокоиться по поводу своего несовершенства.

Я поняла, что принятие-это первый и очень важный шаг на пути к положительным изменениям. Я поняла, что заменила негативные переживания принятием и положительными эмоциями. Негативные эмоции парализовывали меня и не давали мне действовать, тратили огромное количество энергии и не давали мне ничего, кроме тревожности и раздражения.

Теперь я как будто избавилась от гири, привязанной к ноге, и спокойно, с удовольствием и осознанием того, что и зачем я делаю, какую проблему решаю и какую цель хочу достичь, я составляю план самообразования, анализирую, какие пробелы в знаниях мне нужно заполнить в первую очередь, чтобы почувствовать себя увереннее, стать более профессиональной и делать свою работу еще лучше.

Юлия, мне кажется этот пост содержит даже 2 мысли: 1 - вы побороли стыд за незнание, приняли это, и не боитесь в этом признаться. Очень круто. Вокруг огромное количество людей, которые вместо того, чтобы признаться в незнании начинают городить ерунду, чтобы уйти от ответа. А второе - это то, насколько Вам комфортно быть в роли ученика в данном курсе. кайф. наверное, второе вытекает из первого.

да, совершенно верно )

Юлия, спасибо за то, что поделились происходящим!
Умение признавать, что что-то не знаешь / где-то ошибаешься – это очень, очень крутой актив, который встречается не так часто. Здорово, что у вас он есть)

Круто, что вы тестируете свои картины мира и изучаете границы знания и незнания)) это тот самый подход, который мы предлагаем – не бояться ошибаться, брать и тестировать все, что непонятно / кажется сомнительным / еще что-нибудь – и смотреть на результаты. Любой результат – это лишь фидбэк, из которого можно извлечь пользу. Кстати, из ошибок мы даже можем извлекать пользу чаще, ведь ошибки мы анализируем куда пристальнее, чем удачи)

Когда не страшно и не сложно учиться - будет и вкус к исследованиям, экспериментам - как способам узнать или проверить информацию) очень здорово!!!

Юля, спасибо, что поделились своим опытом! Я тоже иду по пути мышления письмом и ощущую беспокойство по поводу собственного незнания. В моем случае это поверхностное знакомство с темой, отсутствие ссылок на источники, недостаточно точная формулировка. Перфекционизм в негативном его понимании парализует желание выразить те мысли и идеи, которые казалось бы уже четко сформированы в голове.
Но дорогу осилит идущий, и если по этой дороге мы идем вместе и испытываем сходные эмоции, мне лично это очень помогает.

Юлия, поддержу, что рассказать кому-то что-то, а в особенности что-то новое для себя, несет как минимум лучшее понимание и запоминание, а дополнительно может навести на какие-то новые мысли и идеи.