ПОДКАСТ #2. Мышление письмом\моделированием

Если бы мне предоставили выбор, какую практику освоить первой, то я не задумываясь выбрал бы мышление письмом.

Сегодня поговорим про упомянутый в прошлом подкасте zettelkasten. Материал так же доступен к прослушиванию в телеграме и ютубе.

Напоминаю, что мы говорим про личную образовательную траекторию. И сегодня разбираемся с конкретной практикой, которую относим к мастерству собранности. В обучении центральным понятием является мышление. Именно оно происходит когда мы изучаем сложные дисциплины. Когда мы говорим о том, что нам нужно научиться учиться, то подразумевать можем два типа практик. Первые делают мышление вообще возможным, а вторые его усиливают, делают эффективнее. Мышление письмом относится ко второму типу.

Мышление есть и у других животных, некоторые из которых особенно отличаются. Например, собаки, вороны или шимпанзе. Но мы говорим о человеке, и человеческом мышлении. Оно бывает разным, и нам важно уточнить, что нас интересует то мышление, которое нужно для освоения трудных дисциплин. Это медленное мышление по Канеману. Когда вы пытаетесь умножать трехзначные числа, например, включается медленное мышление. Оно нужно, чтобы "вручную" оперировать некоторыми объектами, чтобы сделать вывод, который не получился бы верным при быстром интуитивном мышлении.

Стоит ли при этом говорить, что мышление происходит в мозге? Это кажется простой задачкой. Если вы уже некоторое время занимаетесь самообразованием, то должны были задаваться вопросом, как развить мышление. Если посидеть минут 5, то вспомнится много всего: от мнемотехники до какой-нибудь игры в шахматы. И главный принцип подобных советов в том, что все они предлагают непосредственно тренировать ваш мозг. Но мы считаем, что это примитивный подход. Действительно, мышление происходит в голове, но это лишь один уровень, на котором мы можем рассматривать данное явление.

И это один из самых важных тезисов сегодняшнего материала: мышление происходит в мозгах+экзокортексах, и происходит оно обычно при моделировании. Nеперь давайте подробно разбираться, что это всё значит.

Попробуйте себе представить, как человек сидит и просто о чем-то рассуждает внутри головы. Вряд ли такое мышление будет эффективным. И именно здесь приходят на помощь всякие практики, которые должны улучшить данные вашего мозга, чтобы такие рассуждения стали лучше. Но давайте продолжим эту цепочку дальше. Как еще мы можем усилить наше мышление? Вот вы сидите и думаете, и вам не надо никаких дополнительных тренировок, чтобы начать диалог с человеком. Но как только вы начинаете коммуницировать, мышление резко усиливается. Вы вынуждены изъясняться понятнее, и другой человек может обратить внимание на мутные места в обсуждении.

Тут важный момент именно в том, что в коммуникации вы своё мышление выносите за рамки собственного мозга, вы используете внешний носитель информации, память другого человека. А что нам мешает убрать этого человека, и вместо него использовать любую другую внешнюю память, да хоть ту же бумажку с ручкой? Эффект будет ровно тот же, да и принцип коммуникации сохранится. Просто вы будете общаться с собой пятиминутной давности, если прямо сейчас запишите свои мысли, а после прочтете и будете думать уже над листком бумаги. Это и будет вашим экзокортексом. То есть это любой инструмент или их набор, который может выполнить какую-то из ваших когнитивных функций. Калькулятор может посчитать за вас, бумага с чернилами запомнит информацию, гугл вспомнит забытый факт, и все эти функции они выполнят лучше вас.

Так, просто при использовании внешней поддержки выполняется сразу два правила: неделимость мышления и коммуникации, и включение экзокортекса в свою рабочую среду. Взять ту же ситуацию с обсуждением, и добавить туда выписанные важные моменты, и разговор сразу станет продуктивнее, можно будет говорить про куда более сложные вещи.

Когда слушаете лекцию, вы уже привыкли видеть перед собой слайды. Просто представьте, что вам надо полтора часа вести или слушать сложный связный рассказ, и как это было бы сложно делать, не будь внешней поддержки этих рассуждений. Подумайте о современных сложных проектах: о ракетостроении, об атомной промышленности и так далее . Вся эта деятельность была бы невозможна без компьютерной поддержки.
Речь не идет о том, что вы полностью делегируете все свои дела компьютерам, а что будете работать с этими компьютерами сообща. Современного человека отличает то, что он пользуется лучшими доступными на данный момент инструментами и теориями. Как мы перестали копать руками, так же мы должны перестать думать только с помощью нашего биологического мозга, и включить компьютерную поддержку.

И последняя часть тезиса -- моделирование. Конструкционизм в обучении подразумевает, что вы учитесь лучше, если производите какой-то видимый результат в физическом мире. В данном случае -- текст. Если вы утверждаете, что подумали, то предъявите результат.

Если мысль сформулирована, то ее можно записать. Допустим, человек послушал подкаст или прочитал статью, вроде бы всё понял. Но вот он идёт записывать: тут-то обычно и выясняется не слишком хорошее понимание. Оно оказывается смутным, и якобы понятое надо идти додумывать. При написании такие мутные места становятся очевидными, и пропадает приятное ощущение якобы понимания.
Просто за счет банального выписывания содержания вашего ума, вы будете выполнять важное требование эффективного обучения: ваши результаты будут проверяемы.

Чем больше вы записываете при мышлении, тем оно будет устойчивей и безошибочней. Если вы пытаетесь удержать всё в памяти, то ваше мышление не может быть поисковым — вы не сможете постоянно пробовать новые мысли и возвращаться, ибо это потребует невероятного внимания, у вас вряд ли оно окажется. Вы не сможете удержать десять аргументов, если не запишете их. Ваша мысль не сможет быть такой же длинной, как пять страниц текста — она неминуемо будет короче. Поэтому можно сказать, что когда вы пишите, то вы буквально думаете, а не просто документируете заранее готовый результат. Без письма ваше мышление не будет таким же сильным.

И теперь еще раз повторю основной тезис. Мышление происходит в мозгах  и экзокортексах, обычно при моделировании. Надеюсь, теперь стало понятнее, что имеется в виду, и почему это важно.

Теперь давайте разбираться, что именно делать-то. Наиболее убедительно и популярно тезис "мышления письмом" высказан в книге Sönke Ahrens'a "How to take smart notes". Если кратко, то автор обосновывает, что нужно записывать свои собственные мысли по любому поводу -- и вести картотеку (slip-box) этих заметок, разделив её на три части и инбокс:

  • Инбокс, это ваши "входящие". Будем называть их исчезающими заметками. Мы с вами хоть и киборги, но не всегда есть возможность воспользоваться компьютерной клавиатурой, чтобы сразу появилась полноценная оформленная заметка. Некоторые мысли приходят вам в неподходящий момент, но вы должны быть готовы их зафиксировать. По факту вы просто создаете себе напоминалку, что вам нужно подумать об этом позже. Но мысль обязательно надо коротко записать. И конечно нужно сформулировать так, чтобы потом вспомнить, о чем речь. Например, это можно записать в виде короткого перечисления тем и понятий, которые содержатся в мысли. Либо включить диктофон, и быстренько наговорить туда. Сильно раскрывать мысль не надо. На то это и исчезающие заметки, что вы должны регулярно выделять время, чтобы отдельно продумать мысли оттуда, важную информацию перенести в основное хранилище, а инбокс очистить. 

    Cамо хранилище разделено на три части:

  • Пересказ содержимого своими словами. Не конспект, не подчеркивания, и тем более не простой копипаст. Если вы читали или слушали именно учебный материал, то обычно подразумеваются вопросы или упражнения, которые как раз должны обеспечить вам мышление письмом. Вы должны зафиксировать собственную формулировку, как вы поняли этот материал. Благодаря этой категории вы будете четче знать, что вы реально поняли, а что нет. И в любом случае ваш ход мысли будет зафиксирован, и вы сможете отследить возможные ошибки. И здесь же вы можете указать библиографическую ссылку на первоначальный материал.

  • Собственные мысли по поводу прочитанного. Это именно то, ради чего все и затевается. И как раз в инбокс в основном и будут попадать именно собственные мысли, которые потом нужно будет раскрыть.   Здесь и будет происходить то самое медленное мышление. Поскольку трудно "просто" взять и начать думать, нам нужны некоторые входные данные, и они как раз будут записаны в первой категории и исчезающих заметках. Таким образом, просто из-за того, что исходные мысли записаны, и ваши собственные вы тоже будете фиксировать, вам будет намного проще учиться.

  • Из предыдущего писать черновики сценариев для публикации. Тут надо будет дополнить, упорядочить и отредактировать язык\стиль. Это просто, потому что у вас уже есть весь готовый материал, и вам нужно просто осуществить рутинные действия. Вы можете подумать, что если не являетесь публичной личностью, то можете просто пропустить эту категорию. Но вы ошибаетесь. Важно демонстрировать результат другим людям. Вы будете формулировать точнее, будете писать так, чтобы было понятно, о чем речь, чего не всегда просто достичь при письме "для себя". В итоге заметки станут куда понятнее и вам самим. Так же важно, что другие люди смогут заметить что-то, на что вы внимание не обратили. У них другой кругозор, они смогут дать вам ценную обратную связь, исправить ваши рассуждения, направить их в важную сторону, что-то подсказав. В конце концов, они могут просто согласиться, и это тоже важно, хоть и не так подстегивает ваше дальнейшее обучение.

Вот и вся структура заметок. Тут главное не переусердствовать, и не начать пытаться сделать всё идеально под себя. Просто возьмите любой софт, в котором можно делать заметки, и начинайте писать. Двухуровневая иерархия есть абсолютно в каждом современном приложении, и ее достаточно. Обычно тут возникают трудности, потому что человек начинает думать, как бы поумнее сделать индексацию заметок. Говоря о том, что Луман же делал это, и первоначальная практика мышления письмом это подразумевает. Но Луман делал это во времена, когда компьютера еще не было. По факту индексация нужна, чтобы найти нужную заметку, и раньше просто не было другого способа это сделать. Сейчас же существует поиск, и надобность в индексации просто отпадает. Даже каких-то рубрик или тегов можно делать по минимуму. Вся суть в том, что контекст со временем будет меняться, и интересно будет поместить свои мысли в другую среду.

Если вы учитесь, то сложности у вас и так достаточно, так что не добавляйте себе лишних забот. Забудьте про идеальные варианты под себя, и просто начните записывать свои мысли. Со временем вы всегда сможете улучшить те инструменты, которыми начали пользоваться. Самое главное как можно быстрее почувствовать, что сложность мыслительной работы окажется не так уж велика при использовании экзокортекса как инструмента усиления памяти и удержания внимания.

Что еще интересно, так это то, что мышление письмом универсально. Оно сделает качество вашей жизни лучше в целом. Любая мысль, которая появляется у вас в голове, будет какое-то время там крутиться, пока вы ее не продумаете. А мысли ведь бывают очень разные, не только про сложные дисциплины. Мышление письмом высвобождает оперативную память после того, как появившаяся в голове новая мысль оформлена письменно, и тем более если опубликована или хотя бы рассказана.

Человек ценен своими идеями и мыслями. Мышление письмом позволяет сохранить и преумножить самое важное, что делает вас такими, какие вы есть.

Поделитесь мыслями, и не забудьте оценить материал!)

P.S. Не пишешь = не думаешь. ¯\_(ツ)_/¯