Трансдисциплины и дисциплины-прототипы

Чтобы была понятна идея поста, начну с конкретного примера. А именно, опишут одну и ту же ситуацию с двух сторон:

  • Ученику рассказали "шаблонный" метод решения того или иного класса математических задач. Этот метод был представлен в очень понятной и удобной форме. После некоторого количество упражнений в соответствии с этим шаблоном, ученик научился решать заданный класс задач.
  • Ученику привели пример шаблона решения некоторого класса задач. Он на конкретных примерах осознал в чём состоит удобство использования данного шаблона. Таким образом, у ученика возникло представление о том, что такое "хороший" шаблон и когда он будет составлять собственные шаблоны, он, вероятно, будет руководствоваться этим представлением.

Грубо говоря, в первом случае сказано, что человек обучился "хорошему" шаблону, а во втором - тому, что такое "хорошие" шаблоны на его примере.

В частности, в тексте 2-й главы утверждается "Учебные заведения, гарантирующее общий минимальный стандарт, также закладывает шаблонность мышления." Но можно смотреть на шаблоны как на минимальные прототипы. Возможно, человеку сложно придумывать свои хорошие шаблоны, если у него нет "насмотренности" хороших шаблонов. С другой стороны, видимо, речь идёт как раз о более целенаправленном использования таких шаблонов как образцов. Так как можно легко использовать шаблоны только как шаблоны, но не как прототипы для шаблонов

Похожие вещи пишет Л.Ю. Ясюкова о математических и естественно-научных школьных дисциплинах и их роли в формировании "понятийного мышления" (см, например, https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200103917). Моя (очень вольная) интерпретация её точки зрения состоит в том, что эти дисциплины, по сути играют роль дисциплин-прототипов. На их примере человек и учится основным представлениям. Например, на примере математики человек учится абстракциям, на примере физики - навыку прикладывать абстракции к объектам реального мира, на примере биологии - по-сути каким то зачаткам системного мышления (вида системного мышления 1.0, но в вопросах системного мышления я пока мало, что понимаю). Сделаю, правда, оговорку, что эти работы Л.Ю. Ясюковой направлены на школьный уровень обучения, а курс "Системное саморазвитие: Введение в системное мышление" скорее направлен на послевузовское образование.

В курсе "Системное саморазвитие: Введение в системное мышление" подразумевается, что на STEM нужно смотреть именно как на транс-дисциплины. Это точка зрения, как я её понимаю, подразумевает непосредственное применение этих дисциплин в других дисциплинах. Я же пытаюсь обратить на их применение как удачного (в той или иной степени) и достаточного богатого примера при построении других дисциплин. Чтобы пояснить этот момент, спущусь на уровень математических поддисциплин. В моём понимании, математический анализ - это не про то, что определения предела по Коши и по Гейне эквивалентны, а про то как вообще должны быть сформулированы результаты научной деятельности в математических поддисциплинах.

Я, конечно, обратил внимание в тексте курса на замечание "В реальности мы видим, что такой подход срабатывает плохо: исследования Лей Бао показал, что само по себе изучение физики и других «технических» наук не конвертируется автоматом в умение рассуждать логически, по выбранным правилам, этому нужно учить прямо", так как до некоторой степени данное высказывание критикует мою позицию. Однако, вчитавшись в работу https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/0807/0807.2061.pdf, на которую приведена ссылка, я узнал, что операциональным определением "умение рассуждать логически, по выбранным правилам" является прохождение "Lawson’s Classroom Test" на достаточно высокие баллы. По поводу современной валидации этого теста я почитал статью https://journals.aps.org/prper/pdf/10.1103/PhysRevPhysEducRes.14.020106 того же Бао. Единственный вывод, который я смог из неё сделать, что этот тест более или менее не противоречив. Знакомство же с содержанием данного теста вызвало у меня вопрос, не является ли этот тест скорее проверкой STEMa в чуть более наглядном, но чуть менее формализованном виде, а исходная статья скорее сравнением "китайского" и "американского" подходов к STEM.

Кроме того, сам курс "Системное саморазвитие: Введение в системное мышление" сам являет собой курс-прототип для курсов посвящённых более общему системному мышлению. В том смысле, что он подразумевает не только непосредственное использование, но и использование его как достаточно богатого примера для более общего системного мышления. Или я неправильно понимаю этот вопрос?

Спасибо за пост!

В целом, в ШСМ мы используем модель человека-платформы, которая включает в себя (снизу вверх) мастерство собранности, методологическое мастерство, прикладное мастерство. Трансдисциплины относятся к уровню методологического мастерства, конкретные прикладные штуки – к прикладному.

По поводу шаблонов: я поняла, что вы имеете в виду, но по описанию пример №1 и №2 не особенно отличаются))
Чтобы уметь конструировать собственные шаблоны, надо не просто хорошо знать устройство одного шаблона, но и иметь представление о других шаблонах и общих принципах устройства шаблонов вообще (кругозор). Те если просто рассказывается отдельный шаблон / набор шаблонов и детально разъясняется умение им(и) пользоваться, то это скорее уровень прикладного мастерства. Если исполнителю известен набор шаблонов (та самая “насмотренность”), то у него более высокий уровень (“дан”) именно в прикладном мастерстве. Но методологического – нет.

Конечно, можно в любой деятельности просто приобретать “насмотренность” (путем долгих проб и ошибок) и дальше “как-то” конструировать шаблоны. В целом, сейчас обучают делать именно так. Но это оочень долгий и неэкономичный (с точки зрения вычислительных ресурсов) способ мышления; кроме того, не факт, что сконструированные “по насмотренности” шаблоны действительно будут хороши.

Мы говорим о том, что вообще говоря, человечество придумало и активно развивает мета-моделирование (составляющая того самого методологического мастерства) – правила построения хороших моделей / шаблонов / объяснений вне зависимости от доменной специфики. И что мета-моделей меньше, они более универсальные и компактные – и изучив их, вы получите возможность прийти в проект и разобраться в абсолютно новой для вас области куда быстрее, чем все остальные. В том числе и быстрее обрести кругозор. Типичный пример – обучение танцам: студенты мультиданса в ШСМ получают достаточный уровень мастерства для танцев на вечеринках в свое удовольствие в 3-5 раз быстрее прочих. Не за счет магии, а за счет того, что им объясняют основы движения в танцах вообще (словами и даже текстами!, с использованием виртуальной физики) и только потом показывают на танцевальных движениях. Типичный же способ изучения танцев – подражание (“смотри на меня и делай как я”, “походи на танцы разных стилей и потом только пойми, как двигаться в танце вообще”) – оказывается менее эффективным в обучении. Довольно контринтуитивная штука, но работает, как оказалось.

Не вижу никакого смысла выделять дисциплины-прототипы, которые косвенно обучают что-то делать, в модели человека-платформы. Прямое обучение моделям с указанием, куда смотреть, оказывается в жизни куда действеннее. Мы уже убедились в этом даже на примере “ССМ”: пока явно не прописали возможные ошибки при выделении системных уровней и не объяснили прямо, что ЦС рассматриваем в рантайме, студенты куда чаще делали ошибки даже при наличии примеров. Концептуализировали – описали в учебнике – подкрепили примерами – результат сразу сильно улучшился.
Так и те самые трансдисциплины вроде STEM служат тут именно примерами, подкрепляющими теорию построения хороших объяснений. Они помогают лучше понять смысл – что такое хорошие объяснения. Но все-таки цель кругозорных трансдисциплин – объяснить какие-то части мира, а не построить правила хороших объяснений.

Насчет исследования Лей Бао: у него показано, что умение рассуждать и тренинг в мышлении на базе какого-то набора концептов – это не одно и то же. A historically held belief among educators and researchers is that training in physics, which has a beautiful structure of logical and mathematical relations, would in general improve students’ abilities in conducting reasoning that is intellectually challenging. However, the result from this study suggests that training in physics content knowledge in the traditional format alone is not enough to improve students’ general reasoning abilities). Ну, и появились материалы, обсуждающие beyond concept inventories towards measuring how students think