Однажды я прочитала фразу, к сожалению, не помню ни источника, ни автора, которая звучит так: "Если хочешь что-то забыть, запиши это, если хочешь запомнить навсегда - отложи карандаш". В тот момент я не понимала, как же так, это же парадоксально, как я могу что-то запомнить, не записав это. Так же и с первой частью фразы - я ведь запишу информацию, следовательно, запомню. А вот нет, оказывается, не всё так противоречиво, это доказывает и практика GTD (Getting Things Done), и "мышление письмом", и личное наблюдение с занятий в автошколе. Обо всём по порядку.
Практика GTD говорит о том, что все запланированные дела следует выносить на внешний носитель, чтобы разгрузить мозг от их запоминания. Получается, что, записав свои дела, мы как бы забываем о них. Да, мы знаем о том, что есть список дел, и можем всегда на него посмотреть и вспомнить. Однако зафиксировав задачи на бумаге, в телефоне, на ПК, мы как бы вычеркиваем их из памяти.
То же мы видим и в "мышлении письмом": задокументировав мысли и идеи, мы тем самым освобождаем мышление от них и забываем. Под "забывать" в контексте поста я подразумеваю освобождать внимание, мышление, "оперативную память" от информации, а не потерять её. Очевидно, что данные не теряются, так как они были задокументированы. К тому же при "мышлении письмом" не копируются чьи-то мысли и идеи, а путём анализа полученной информации и размышления над ней генерируются собственные идеи, которые уже записываются. И это отличается от того, к чему мы привыкли в университете: фиксировать то, что нам говорят на лекции. Понятно, зачем мы это делали, ведь предстоит сдавать экзамен по этому материалу, поэтому нужно всё записать, чтобы потом выучить и рассказать. Так вот записывая за преподавателем, зачастую даже не понимая сказанного, мы не запоминали информацию. Разбираться приходилось уже потом дома при прочтении конспекта. Сейчас я очень ценю тех преподавателей, которые сначала объясняли тему, убеждались, что до студентов "дошло" и только потом говорили: "Давайте запишем вот этот материал". Это было очень эффективно, потом даже учить не приходилось, так как было всё понято и осталось в памяти.
Преподаватель в автошколе как раз входит в число таких преподавателей. На занятиях он постоянно говорит: "Не записывайте, а то не запомните, лучше послушайте и поймите, почему правило (правило дорожного движения) составлено именно таким образом, "пропустите его через себя"". Его слова даже были доказаны в ходе эксперимента: преподаватель попросил ученицу повторить то, что он сказал в тот момент, когда она записывала, девушка этого сделать не смогла. Думаю, что выбранный преподавателем подход верный, ведь в жизни на дороге, проезжая мимо знака, у нас не будет времени заглянуть в свои записи и посмотреть, что он означает.
Подводя итог, хочу сказать, что я стараюсь анализировать получаемую информацию на предмет того, хочу ли я её понять и запомнить, или я хочу вернуться к ней и поразмышлять над ней позже, или это справочная информация, которую нужно просто записать и не хранить в голове. В зависимости от ответа я и выбираю, брать карандаш в руки или нет.