Если хочешь что-то запомнить, отложи карандаш

Однажды я прочитала фразу, к сожалению, не помню ни источника, ни автора, которая звучит так: "Если хочешь что-то забыть, запиши это, если хочешь запомнить навсегда - отложи карандаш". В тот момент я не понимала, как же так, это же парадоксально, как я могу что-то запомнить, не записав это. Так же и с первой частью фразы - я ведь запишу информацию, следовательно, запомню. А вот нет, оказывается, не всё так противоречиво, это доказывает и практика GTD (Getting Things Done), и "мышление письмом", и личное наблюдение с занятий в автошколе. Обо всём по порядку.

Практика GTD говорит о том, что все запланированные дела следует выносить на внешний носитель, чтобы разгрузить мозг от их запоминания. Получается, что, записав свои дела, мы как бы забываем о них. Да, мы знаем о том, что есть список дел, и можем всегда на него посмотреть и вспомнить. Однако зафиксировав задачи на бумаге, в телефоне, на ПК, мы как бы вычеркиваем их из памяти.

То же мы видим и в "мышлении письмом": задокументировав мысли и идеи, мы тем самым освобождаем мышление от них и забываем. Под "забывать" в контексте поста я подразумеваю освобождать внимание, мышление, "оперативную память" от информации, а не потерять её. Очевидно, что данные не теряются, так как они были задокументированы. К тому же при "мышлении письмом" не копируются чьи-то мысли и идеи, а путём анализа полученной информации и размышления над ней генерируются собственные идеи, которые уже записываются. И это отличается от того, к чему мы привыкли в университете: фиксировать то, что нам говорят на лекции. Понятно, зачем мы это делали, ведь предстоит сдавать экзамен по этому материалу, поэтому нужно всё записать, чтобы потом выучить и рассказать. Так вот записывая за преподавателем, зачастую даже не понимая сказанного, мы не запоминали информацию. Разбираться приходилось уже потом дома при прочтении конспекта. Сейчас я очень ценю тех преподавателей, которые сначала объясняли тему, убеждались, что до студентов "дошло" и только потом говорили: "Давайте запишем вот этот материал". Это было очень эффективно, потом даже учить не приходилось, так как было всё понято и осталось в памяти.

Преподаватель в автошколе как раз входит в число таких преподавателей. На занятиях он постоянно говорит: "Не записывайте, а то не запомните, лучше послушайте и поймите, почему правило (правило дорожного движения) составлено именно таким образом, "пропустите его через себя"". Его слова даже были доказаны в ходе эксперимента: преподаватель попросил ученицу повторить то, что он сказал в тот момент, когда она записывала, девушка этого сделать не смогла. Думаю, что выбранный преподавателем подход верный, ведь в жизни на дороге, проезжая мимо знака, у нас не будет времени заглянуть в свои записи и посмотреть, что он означает.

Подводя итог, хочу сказать, что я стараюсь анализировать получаемую информацию на предмет того, хочу ли я её понять и запомнить, или я хочу вернуться к ней и поразмышлять над ней позже, или это справочная информация, которую нужно просто записать и не хранить в голове. В зависимости от ответа я и выбираю, брать карандаш в руки или нет.

Елизавета, спасибо за пост!

Мы в принципе говорим о том, что в наше время разделять память человека и память его гаджетов (экзокортекса) бессмысленно: мы проводим в связке с ними большую часть времени. Именно поэтому, когда мы в ШСМ говорим о человеке-деятеле, мы имеем в виду “человека с его экзокортексом” – всеми компьютерами, носимыми устройствами, базой знаний, календарями / напоминалками и тп. Поэтому разделения “вот такая память лучше, а такая память хуже” в принципе нет.

Есть другое разделение, прагматичное: никакое хранилище не хуже и не лучше, но просто одно (наши мозги) больше подходит для одних видов деятельности, а другое (наш экзокортекс) – для других. Для таких видов деятельности, как вождение, коммуникация, танец, действия в экстремальной ситуации информация должна быть доступна максимально быстро и с минимальной возможностью потерять ее – такую информацию лучше хранить в мозгах. Обычно это информация для деятельностей первого уровня внимания – внимания момента.
Остальная информация для других видов деятельности спокойно упаковывается в экзокортекс. Сюда относится и личное стратегирование, и моделирование, и разного рода напоминалки. Это деятельности второго-четвертого уровней внимания / сознания. Они куда лучше делаются с гаджетами, чем без них.

В остальном согласна полностью)

Преподаватель - замечательный! По тексту - для меня особо отметилась фраза “почему составлено именно таким образом”. Не всегда объяснение правил прилагается к обучению или к книге. Вот это, по моему - лучший помощник запоминания. И если этой информации нет - тогда только и писать и писать, пытаясь сделать информацию “своей”. конспект ли, размышление ли.

Анна, спасибо большое!

После прочтения главы 3 взгляд на вещи немного изменился. Согласна с Вашим комментарием, данный пост относится к деятельности первого уровня внимания, когда информацию нужно хранить в голове для быстрого доступа к ней.

Юлия, спасибо!

Да, всё так и есть)