Вера или знание?

Я решила рассмотреть веру в разных ее значениях и взаимосвязь веры и знания.

Вера в религиозном понимании принесла людям много страданий, страха жестокости: крестовые походы, охота на ведьм, злоупотребления и безнаказанность духовных лиц и т.д. С другой стороны, я лично знаю искренне верующих людей, добрых, принимающих и уважающих другие точки зрения, в том числе атеистов и представителей других религий. В вере они находят покой и опору в сложных ситуациях, эта вера очень личная, она не вызывает агрессию, не толкает на споры и доказывание своей правоты.

Так когда же вера является злом, а когда благом? Я думаю, что страх и жестокость вера порождает, когда ей начинают манипулировать в своих личных целях далеко не верующие люди. Тогда проявляются давление и агрессивная пропаганда.

Также вера в любом ее понимании подсовывает нам готовые решения, убаюкивает, избавляет от необходимости думать, оценивать, делать осознанный выбор.

А как вера соотносится со знанием?
Если говорить о вере не в религиозном смысле, то она заменяет собой знания. Вера и знания-это исключающие друг друга понятия: мы или знаем что-то или во что-то верим. Например, раньше люди ВЕРИЛИ в то, что плоская земля парит на слонах и черепахе, а теперь ЗНАЮТ, что она круглая и «парит» сама по себе:-) Чем меньше знаний у человека, тем чаще ему приходится верить кому-то или во что-то. Мне тоже приходится полагаться на веру, интуицию и мнения авторитетов, когда я не знаю чего-то, что, конечно же, вызывает неуверенность и неудовлетворенность. Знание же всегда рождает уверенность.

Но бывает ли вера полезна? Бывает. Например, когда мы не можем предсказать какие-то события, которые от нас не зависят, всегда приятно и хочется верить в лучшее. Например в то, что человечество перестанет загрязнять окружающую среду, уничтожать растения и животных, победит старость и болезни. Такая вера конструктивна, заставляет думать в созидательном направлении, менять мир к лучшему.

Юлия, спасибо большое за рассуждения, прочитала с удовольствием!
Согласна, что вера нужна там, где нет знаний, четких, понятных объяснений. Тогда остается только выбрать наиболее вероятный, по личному мнению, вариант и следовать ему)
Ближе к концу курса мы будем говорить о предпринимательстве. Предпринимательство тоже связано с некоторой верой: сначала вы думаете о возможных вариантах будущего (это называется контрфактуальностью – мышлением о “возможных мирах”), а потом выбираете ту версию, которая кажется наиболее вероятной, и делаете ставку на нее. Кстати, одна из причин, почему предпринимательство еще тесно связано с евангелизмом)))

Хорошая тема, спасибо. В моем понимании, вера (в самом широком смысле, от древних религий до современных теорий заговора) - в первую очередь, комплект простых ответов на сложные вопросы. В отличие от науки, здесь все всегда просто, понятно и чаще всего, бинарно. И это действительно неплохой стартовый набор, поскольку она хоть как-то упорядочивает окружающий человека хаос, плюс закладывает какие-то поведенческие модели, мораль, этику, вот это все.

Но можно пойти дальше, постепенно дополняя и заменяя веру знаниями, а можно остаться в привычной картине мира. И тогда любая мало-мальски сложная сущность (а в современном мире других, пожалуй, и нет) для тебя останется все тем же непознаваемым хаосом, в котором ты будешь пытаться навести порядок с помощью все того же набора простых инструментов. А это все равно что пытаться удалить аппендикс набором “Юный медик” с пластмассовым скальпелем и игрушечным шприцом.

Предпренимательство - это научная гипотеза, которая потом проверяется экспериментом. Вера - скорее заполнение чем-то всего того, что в тумане. Когда специально разрывается связь с логикой, объяснением и причинами. Кьеркегор, Флоренский хорошо это показывали, что в вопросах веры, чем больше противоречий и нелогичности, тем “религиознее”.

Предпринимательство не равно религиозной вере. Предпринимательство о том, что мы не знаем, какой именно из вариантов будущего реализуется, выбираем один из них (та самая гипотеза) и проверяем. Выбираем не просто так, конечно, но все равно там слишком много неопределенности, чтобы в принципе отказываться от использования понятия “вера” (еще раз повторю, что не в религиозном смысле).

Ну вот я про то, что Вы пытаетесь через понятие предпринимательство протянуть связь между верой и знанием. А по мне - это ложный пусть. Знание - это из области мышления. И там требования абстрактность, адекватность, осознанность и рациональность. А вера прямо противоположная штука. Там все эти вещи только вредят. При этом, как Грациано пишет, нормально вера свои задачи решает, вполне на определенном этапе эволюционно оправдана.

Предпринимательство =/ академической науке (academia) со строго обоснованными доказательствами. Предприниматели частенько опираются на недостаточно (с точки зрения той самой академии) доказанные обоснования своей точки зрения, и периодически оказываются правы. Это не имеет отношения к религии, которую именно вы зачем-то пытаетесь подмешать в дискуссию.
Кроме того, в рамках тренинга 9 мы говорим о возможностях и о том, что хорошая возможность – это та, про которую примерно половина умных людей говорят “да нет, не пойдет”, а вторая половина – “о, интересно”. При таком примерном соотношении шанс реально сделать что-то новое в числе первых выше. И когда соотношение мнений неглупых людей примерно такое (нет консенсуса и нет заранее известного лучшего обоснования), то где-то предприниматель будет ставить на вариант будущего, исходя из “считаю, что этот вариант правильнее, но научно не объясню”. Опять-таки никакого отношения к религии.

Но в целом, предлагаю эту дискуссию закончить. Свою точку зрения я объяснила, как и понимание. Не совпадает с вашим, не согласны – ваше право. Но ввязываться в неинтересную мне дискуссию о религии не собираюсь.

Если мы работаем с определением интеллекта Шолле как способности решать еще не известные задачи, то предпринимательство - это использование рискованной информации на входе для вычисления поведения. И Шолле задает термин оценки интеллекта - рискоэффективность. И можно говорить об использовании шума на входе как рискоэффективность интеллекта или малого опыта в виде трансдисциплин как возможности решать широкий класс задач с высокой неопределенностью как развитие интеллекта.

И это все про предпринимательство.
А в вере (и религиозной тоже) ничего этого нет.

Вера - это такая модель, которая не имеет приоров, не объясняет причины, все последствия включаются в объект, становятся частью объекта. Тим Урбан иллюстрирует это страхом

Предпринимательская же гипотеза, когда есть приоры, есть трансдисциплина и они позволяют достаточно точно делать предположения о возможным мирах в будущем, с учетом принимаемого риска.