Про практики

Раньше не задумывалась о том, чтобы рутинные дела рассматривать как практики. Рассмотрим, для примера, “чистку зубов”: по обыкновению смотришь на это не с точки зрения процесса, а словно это встроенная  базовая функция, и она всегда  существовала. Сразу меняется отношение к этому процессу, когда называешь это “практикой”.  Даже “чистка зубов” сразу перестает быть банальной и несущественной. Приходит осознание, что не существует банальных практик, меняется масштаб: вот вроде освоил практику “чистка зубов”, потом поставил эту практику детям. Вот уже осознанно ставишь практику мышления письмом и понимаешь, какие действия необходимо совершить.  В рабочих проектах пока не происходит такого “чуда”:  на первом этапе  пытаешься подойти к задаче, как раньше. Ведь вроде уже привык. Начинаешь разбираться, раскладывать проект по полочкам и только потом понимаешь, что полки - это те практики, о которых читала в учебнике и слушала на тренинге. У меня есть осознание, что то, что делалось раньше, осуществлялось на уровне интуиции.  Видишь в прямом  смысле переход от неосознанной компетенции к осознанной, формирование деятельного кругозора. Мастерство собранности осваивать тяжело, даже при наличии четкой мотивации. Человек все же существо прокрастинирующее, особенно во время коронавируса. Заставить себя выделять определенные предметы или задачи вниманием или вести заметки, не отвлекаться в процессе работы, пусть даже и 25 минут, на этапе формирования привычки оказалось невероятно тяжело.

Применение системного мышления как такового, можно сравнить с практикой обучения вождению. Когда вначале садишься в автомобиль - чувствуешь себя неуютно, вспоминаешь где тормоз и газ и начинаешь движение. И вначале - дальше капота машины не видишь ничего: ни знаков, ни пешеходов, ни разметки. Но автомобиль едет, а управляешь им ты. И постепенно приходит ощущение комфорта, и уже видишь объекты по сторонам. Видение (зрение) расширяется в стороны.  Так же и с системным мышлением: на этапе учебных проектов или при решении задач пытаешься вспомнить, что такое целевая система , что мы предъявляем к целевой системе - требования или потребности. Но движение началось, пусть пока и неуклюжее, но вектор движения понятен.

На мой взгляд, как таковой дисциплины (учебника) за практикой может и не быть. Но обязательно должна быть моделька, с которой сверяется поведение. Т.е. у нас мозг сформировал какую-то модельку поведения, которая обрабатывает различные входы и выдает определенные выходы. Чтобы ввести ее в осознанность, нужно назвать ее практикой, поискать дисциплину, поискать SoTA дисциплины. Но последних двух может не быть. Тогда мозг должен сформировать модельку для таких ситуаций, с которыми до этого он еще не встречался. И работа по этой модельке и будет называться практикой.

У меня есть осознание, что-то, что делалось раньше, осуществлялось на уровне интуиции. 

о да, откликается! когда начала копаться, поняла что интуиция - есть годами наработанный мой опыт, тысячи случаев и задач. но опыт этот сложился больше из прикладных знаний и знаний домена. мол, раньше решала одну задачу вот так-то, решу и эту таким же способом.
а вот чего не хватает, так это фундаментального знания, базы.
и этот переход из неосознанной проблемы в осознанную очень радует.