Успех как внешнее проявление мастерства деятеля

Успех в отличие от счастья относится не к внутреннему состоянию человека, а к внешней по отношению к человеку среде. Счастье – это внутренние переживания человека, связанные с неудовлетворенностями или страданиями человека, а успех – это достижения каких-то целей или положительные результаты, связанные с общественным признанием. Достигая успеха, человек счастлив, как минимум, в моменте. Финишируя первым, спортсмен переживает радостные моменты жизни, "его переполняют эмоции". Однако, успех определяется другими людьми. И конечно, оценка других людей усиливает личные эмоции и счастье человека.

Природа наградила человека желанием достигать успеха. Признание – одна из неудовлетворенностей, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека. Для человека как социального существа общественное одобрение является одним из смыслов жизни, хотя многие усиленно это маскируют или отрицают[1]. Кто-то довольствуется признанием в кругу семьи или своих друзей, а кто-то одержим вселенскими масштабами. Насколько важно жаждать успеха и какими средствами для этого пользоваться зависит от личной этики человека.

Понимая, что успех связан с внешним признанием, то можно рассматривать успех через создание успешной системы[2]. Деятель добивается успеха, если он смог создать успешную систему. А как мы помним, успешная система определяется через учет (удовлетворение) интересов заинтересованных лиц. При этом чем больше интересов учтено или чем больше людей удовлетворили свои потребности посредством созданной целевой системы, тем больше успех.

Рассмотрение успеха через создание успешных систем автоматически привлекает внимание к вопросам сострадания, этики и шкуры на кону, о которых говорили в главе 11. При выборе целевых систем необходимо руководствоваться состраданием и стараться при создании целевой системы устранить конкретные страдания определенной группы людей и снять их неудовлетворенности. Мы уже обсуждали почему при выборе целевых систем, средств их создания и играемых ролей необходимо руководствоваться этикой, а здесь необходимо добавить, что удовлетворение личной потребности в признании также рассматривается с точки зрения этического выбора. Также жажда успеха и желание создать систему для большого числа людей должна проходить проверку критерием "шкуры на кону", а именно принимать в расчёт возможные фатальные ошибки в процессе достижения крупной и амбициозной цели.

Системное рассмотрение успеха или рассмотрение успеха через создание успешной системы помогает отделить людей, которые достигли успеха благодаря своему жизненному мастерству и тех, кому пока благоволит удача[3]. За каждым успешным человеком стоит созданная им целевая система. Причем необязательно человек в одиночку создал такую систему, он мог это сделать в команде. Также необязательно человек непосредственно строил систему, он мог только придумать метод и сформировать теорию, которая впоследствии помогла другим людям создать множество целевых систем. И чем большим людям помог метод, тем потенциально больше успех. Однако, в жизни бывает разное, и иногда успех долго не приходит, или систему расценивают успешной только после смерти автора. Жизнь часто несправедлива[4], поэтому в требовании автономности заложено время, в том смысле, что деятель должен уметь ждать, получая радостные переживания хотя бы от игры по роли, и не жаловаться на отсутствие успеха. Тем более, не быть зависимым от общественного признания.

Когда мы говорим про успешные системы, то не забываем, что речь может идти о трёх видах систем, о которых говорили в первом разделе данной главы:

  • целевая система для какого-то проекта;
  • конкретный проект или несколько проектов, которые в совокупности составляют жизнь человека;
  • наша целевая система «Деятель»[5].

Например, целевой системой для проекта Школа системного менеджмента является человек-деятель с сильным интеллектом, который позволит ему создавать другие успешные системы и/или работать в крутых командах. Чем сильнее ШСМ сможет поднимать интеллект, тем успешнее будут выпускники, которые смогут удовлетворять интересы других людей, создавая для них успешные системы. Успех проекта Школа также зависит от удовлетворения интересов сотрудников, преподавателей и контрагентов. Для этого необходимо создать комфортные условия работы. Создатели Школы также получат успех, если будут удовлетворены все вышеперечисленные интересы, а также интересы близких людей.

  • [1]  Скорее всего, они не знают, как достичь признания, и потому смирились со своей участью.
  • [2]  Например, известный артист – это созданная, в первую очередь, человеком-деятелем успешная система, которая в свою очередь удовлетворяет интересы многочисленных других людей.
  • [3]  В своей книге "Одураченные случайностью. О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни" Насим Талеб пишет, что "трудолюбие, осторожное отношение к риску («шкура на кону») и дисциплина (собранность как умение собрать себя в кучку) с большей вероятностью приведут к комфорту в жизни. Все остальное - за счёт чистой случайности, принятия громадных (и неосознанных) рисков или чрезвычайно удачливости. Тихий успех – это результат способностей и труда (жизненное мастерство), а дикий успех - результат отклонений".
  • [4]  Жизнь особенно несправедлива в моменте, но на более длительных промежутках время всё расставляет по местам.
  • [5]  Деятель должен будет способен играть определенные роли в будущих проектах.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»