Пассивное потребление

В первой главе наибольший отклик у меня вызвал раздел "Плюсы и минусы прогресса", так как схожие мысли о пассивном потреблении информации возникали не раз и у меня. Я бы даже выразился более сильно и описал ситуацию как "поставщики контента потребляют нас" (наше время, внутренние силы, мыслетопливо и т.п.).

В последнее время это заставило меня начать активно менять окружающую меня информационную и цифровую среду. Я почти полностью отказался от отслеживания новостей (здесь я имею в виду именно новостей вида новостных лент, так как чтением новостей, вероятно можно назвать и чтение последних научных статей и препринтов, от них я кончено не отказался, а как раз наоборот - расширил количество источников такого рода, просматриваемых еженедельно). Большинство социальных сетей я давно не использую, однако до недавнего времени я нередко пассивно потреблял контент youtube, который фактически был для меня лентой соцсети. Эту деятельность я недавно также систематизировал посредством приложения Unhook Youtube, которое ограничивает попадание отвлекающих тем в поле моего зрения.

Далее я упростил инструменты используемые для организации, планирования, списков задач и т.п. Где-то полгода назад я стал использовать для списков задач, а также заметок Joplin, а недавно перешёл на .txt-файлы. Я перешёл на Linux и для автоматизации начал использовать приложения командной строки. Это помогает мне концентрироваться на структуре и логике работы моих списков задач. Хотя формально я и раньше, когда использовал более визуально продвинутые приложения для этого, мог бы спокойно внедрять свою структуру и свою логику (а иногда даже делал такие попытки). Но, де-факто психологически это тяжело. Любое приложение, будь то maxdone или google calendar (при всём к ним уважении), как бы подталкивает человека действовать в некоторой предопределённой логике часто отвлекая от того, что действительно важно (ненужными функциями, параметрами и т.п). Когда же я перешёл на простые текстовые файлы, мне стало намного легче думать. Здесь можно реализовать нужный функционал лишь перетаскивая строки из одних текстовых файлов в другие. А если становится ясно, что некоторые действия я повторяю, то автоматизировать их используя скрипты работающие в командной строке. Это заставляет меня фокусироваться на автоматизации именно того, что нужно, а не того, что заложено в том или ином приложении.

В процессе этого я на себе ощутил, что не только поставщики контента, но и поставщики электронных сервисов и приложений влияют на наш стиль мышления. Их создатели, хотят они того или нет, навязывают вполне определённые паттерны поведения. Грубо говоря, стили мышления трёх человек, у первого из которых был предустановлен Word, у второго — texstudio, а у третьего — vim, могут сильно разойтись. Активность в выборе цифровых инструментов мне кажется не мене важной, чем в выборе источников информации. Особенно, если говорить о цифровых инструментах, которые человек использует изо дня в день.

Спасибо большое за пост!
Вы осознанно используете технологии, и это круто)

Что может быть тяжело / о чем можно подумать: использовать практику мышления письмом (zettelkasten) может быть тяжело, если вы пользуетесь отдельными .txt файлами, тк сила zettelkasten именно в том, что вы связываете в единую сетку все заметки на самые разные темы. Как раз можно подумать, как это реализовать в такой структуре – подобное “мышление письмом” даст вам самые неожиданные идеи и новые рабочие проекты))

Спасибо за комментарий!
Я в одном из заданий 1-й главы как раз выбрал для чтения «How to Take Smart Notes», чтобы познакомиться с zettelkasten. Но пока я не вполне улавливаю структуру (но книгу я ещё в процессе чтения). Из книги у меня (на данный момент) создаётся впечатление, что zettelkasten подразумевает набор карточек, связанных ссылками. Кроме того, подразумевается, что у него нет заданной иерархической структуры и, вообще, любая структура этих карточек вырастает снизу вверх. С другой стороны в заданиях 2-й главы есть: “выделите в своей базе знаний (Zettelkästen) раздел про жизненное мастерство, куда будете записывать соответствующие мысли”. Это подразумевает, что в zettelkasten есть “разделы”, то есть элементы как раз иерархической структуры заданные сверху вниз. Или же под разделами нужно понимать скорее некоторую разновидность тегов?

Спасибо за пост, очень интересные и полезные мысли - есть над чем задуматься и что попробовать у себя. По поводу карточек и базы знаний могу сказать на личном примере - одно время пользовался Evernote, но для меня было неудобно тем, что заметки не были привязаны к каким-либо тегам (например название проекта или вопроса). Сейчас использую Трелло. Из плюсов - каждая карточка - это отдельный проект, важность которого в текущий момент времени настраивается при помощи изменения цвета обложки и перемещения между колонками. Но самым важным для меня является то, что формируемая база знаний имеет четкую привязку к проекту и открывая ту или иную карточку я могу проследить всю эволюцию и восстановить ход своих мыслей, увидеть на каком этапе возникли ошибки или были приняты некорректные действия.

Да, zettelkasten по сути именно набор карточек, связанных ссылками. Создаете карточку – по ключевым словам ищете, какие другие карточки содержат эти ключевые слова – думаете, какие карточки по теме друг другу подходят. Пока связываете карточки, в голову может прийти какая-то идея. Например, Сонке Аренс связал сложности в постановке практики zettelkasten с историей появления и распространения грузовых контейнеров (!). Хотя казалось бы, что общего…

Что касается разделов: в главе 10 (подтема “конфигурация и версии системы”) приведены разные версии zettelkasten. Первая версия может выглядеть просто как список заметок. Потом в какой-то момент вы захотите добавить в базу данных поле “статус написания” (начато, в процессе, завершено), добавить отображение на какую-то тему, например, жизненное мастерство (примеры в главе). Это не означает, что вы связываете воедино заметки из одной темы только друг с другом, а только то, что вам удобно просматривать заметки на одну тему. Так что раздел – это просто удобное отображение информации на какую-то тему. Заодно можно завести какую-то тему, которую вы хотите раскрывать, и ее наличие в базе будет вам напоминать о том, что вам нужно о ней писать)

Спасибо за пост!
Подскажите, пожалуйста, какие инструменты вы используете для того, чтобы собирать в одном месте последние научные публикации и препринты? Какими источниками информации пользуетесь?

Хочу настроить себе такой поток информации о интересующим темам, буду рада советам и лайфхакам!

Спасибо за комментарий!
Ничего сильно оригинального я тут не скажу: Для хранения статей и препринтов я использую Zotero. Это бесплатная программа с открытым исходным кодом. Единственная платная опция - возможность хранить собранные файлы в их облаке, причём небольшое количество файлов можно хранить и бесплатно, а можно вообще ничего в их облаке не хранить и использовать программу только локально (это полезно, если важна конфиденциальность). У Zotero есть:

  1. Расширение для большинства популярных браузеров (собственно эта программа и начиналась как просто расширение для браузера Firefox), которое позволяет одним нажатием сохранять документ в Zotero. Причём, если Вы сохраняете, например, .pdf файл статьи в рецензируемом журнале или препринта, то Zotero автоматически “подтянет” библиографическую информацию о данной статье (этот процесс не идеален, но в большинстве случаев работает). И наоборот, если Вы сохраняете себе статью и у неё есть версия в открытом доступе, то Zotero попытается её “подтянуть”.

  2. Возможность читать RSS-ленты. Это важно, так как у большинства известных научных журналов есть RSS-ленты c обновлениями (например, Physical Review Journals - RSS Feeds for APS Journals). Отслеживать обновления по ним удобнее, чем по страницам номеров журналов, так как сейчас часто страницы будущих номеров журналов наполняются по мере поступления статей и если Вы просмотрели страницу будущего номера сегодня, это не значит, что завтра там что-то новое не появится. А в RSS-ленте в Zotero Вы можете просто отмечать прочитанным (после того как добавили статью себе или решили не добавлять) и больше можете не обращать внимания.

  3. Возможность организовывать информацию различными способами. Тут есть и “теги” и “коллекции” (как папки, но только один файл может лежать сразу в нескольких папках). Но тут я бы не сказал, что научился эти функции хорошо использовать, так как на данный момент мне кажется мой способ организации информации переусложненным и я думаю как его менять.

  4. Расширения для нескольких текстовых и .tex редакторов, которое позволяет вставлять библиографические ссылки из Zotero в заданном формате. Тут я также продолжаю интегрировать данную часть в рабочий процесс, так как пока часто оказывается, что проще взять ссылку из scholar.google.com, а не из Zotero.

По поводу источников: Основной источник препринтов, это, конечно, https://arxiv.org/. В частности, так как моя профессиональная деятельность связана с квантовой физикой, то я просматриваю Quantum Physics. У него тоже есть RSS-лента, но мне удобнее пользоваться непосредственно интерфейсом сайта. Ну и просматриваю ряд журналов по своей тематике посредством их сайтов, либо посредством RSS-лент. (Если я начинаю читать новый журнал, то обычно сначала просматриваю статьи вышедшие за последние полгода-год, а уже потом начинаю просматривать новые статьи).

Никаких особо оригинальных лайфхаов у меня также нет: Просто планирую себе время, когда я просматриваю тот или иной источник информации, или группу источников. Я обычно планирую так, чтобы это соответствовало одному “помидоро” и раз в неделю их просматриваю на предмет “буду ли я это и вправду использовать или просто складирую?”. Кроме того, я обычно выделяю часть статей, которые нужно читать в первую очередь. На этом этапе важно не сделать из данного набора статей “мёртвый” архив, а набор статей, которые хотя бы в принципе могут быть использованы. В частности, ясно, что необходимо явно выделять время на чтения статей. Хотя я бы не стал настаивать на том, что всё, что сохранено, должно быть прочитано, так как часть статей нужна лишь в режиме “кругозора”, чтобы просто накопить “ощущение трендов”. И если видно, что какая-то тематика популярна, то уже можно подробно разбираться. Но в целом, моя система работы информации всё ещё страдает от ошибки коллекционера и потому я пытаюсь сейчас разобраться с Zettelkasten, цифровым минимализмом и другими подходами, направленными на устранение данной ошибки.