С системными инженерами в Бекасово-2021

Мои заметки по одиннадцатым посиделкам с системными инженерами в Бекасово. У меня там было четыре доклада (даю краткие заметки и ссылки по каждому), и привожу замечания по паре дискуссий:— по неприменимости обсуждения военных и государственных проектов в части смычки проектного управления PMI и варианта системной инженерии от INCOSE к современным системноинженерным проектам— по формальному визуальному системному моделированию (SysML, Capella, Archi) против менее формального варианта в productivity tools и метамоделированию как важному умению системного инженераА кормили на убой и потом добавляли сверху, как всегда.

Посидели с системными инженерами в Бекасово в одиннадцатый раз, я сделал четыре доклада суммарно на восемь часов, каждый примерно двухчасовой:

  • системное мышление и кейс танцев (четверг вечером)
  • образовательная программа ШСМ как пререквизит для обучения системной инженерии (пятница вечером)
  • предпринимательские кейсы системной инженерии (суббота после обеда)
  • требования к курсам системной инженерии в 2021 году (суббота вечером)

Если поглядеть на доклады, которые я делал в 2018 году, так это ровно продолжение тех тем (https://ailev.livejournal.com/1423246.html), хотя за прошедшую пару лет появилось много нового и было что предъявить не только из новых постановок задач, но и из решений поставленных ранее задач.

Как обычно, не было никаких видео или аудиозаписей. Кто не доехал, тот сам себе злобный Буратино.

В докладе про системное мышление и кейс танцев было два основных направления:

  • помощь со стороны танцев для понимания системного мышления: какие проблемы удалось решить, поставив танцы как важный кейс и выделив там системные уровни -- прежде всего понимание системных уровней как выделяемых вниманием в динамическом объекте времени функционирования, это позволило по аналогии сформулировать и интеллект-стек. По этой линии можно дойти и до курса "Танцевальное введение в системное мышление", где занимаешься собой-танцором как проектом по созданию системы (brownfield, поскольку не с нуля) -- а поскольку для этого проекта нужно системное мышление, то к концу короткого (скажем, три месяца) проекта ты уже как-то бодро владеешь аппаратом системного мышления, как раз на примере танцевального кейса из учебника.
  • помощь со стороны системного мышления для танцев: чему и как учить, опыт преподавания в ШСМ. Я демонстрировал видео себя в танце (чтобы показать, что вообще моделировалось -- полностью импровизационный танец, вот это https://vk.com/video2449939_456239469), а также рассказывал про текущую нарезку на системные уровни танца, вот самая свежая версия: https://vk.com/wall-179019873_1225

Доклад по образовательной программе следовал линии доклада на конференции в ШСМ, только там было много комментариев о том, как это приложимо к образованию именно системных инженеров (слайды: https://yadi.sk/i/BZOx_O8ChrjHZA, и есть видео оригинального доклада в ШСМ — https://www.youtube.com/watch?v=JubrtJhw4t0&t=2503s с 41:43). Основной тезис там был в том, что три года назад кроме системного мышления не было никаких курсов, которые можно было бы использовать в образовании системных инженеров, и которые нельзя было найти в вузе. А теперь такие курсы есть, хотя и не все (нет вычислительного мышления, нет полного набора по предпринимательству, а ещё нет и системноинженерного кругозора).

По предпринимательским кейсам (главным образом NVIDIA по материалам "NVIDIA как поставщик вычислительной инфраструктуры" https://ailev.livejournal.com/1561799.html, но перепало и Huawei, и SpaceX, и Cerebras) и требованиям к курсам системным инженерии по факту был единый доклад (всего порядка четырёх часов), основные тезисы я изложил в "заметках по содержанию курса системной инженерии" https://ailev.livejournal.com/1563471.html. Большинство присутствующих с этими тезисами согласилось, и уже после Бекасово даже был такт обсуждения конкретного варианта программы кругозорного курса системной инженерии в ШСМ. В кулуарах мы обсуждали, можно ли реализовать эту учебную программу в вузах -- я жёстко говорил "нет" (причина та же, по которой нельзя заниматься сексом на городской площади: советами замучают, помогать полезут, полиция придёт и т.д.), большинство коллег, которые хлебнули вузовского опыта, тоже говорили "нет", но вот некоторые профессиональные вузовские преподаватели говорили "только в вузе, ибо нигде больше учить нельзя".

А ещё в этот раз в Бекасово докладывалось об образовательных программах по системной инженерии в МФТИ, МИРЭА, МИФИ, Бауманке, ШСМ. В трёх докладах говорилось о треугольнике Фреге в учебной программе по системной инженерии: без онтологики невозможно моделирование, без моделирования невозможна системная инженерия. Мы об этом мечтали -- и вот оно! Само моделирование всё-таки обсуждалось по трём линиям:

  • формальное онтологическое моделирование и интеграция данных жизненного цикла
  • моделирование требований и архитектурное моделирование, "неформальный SysMoLan" в productivity tools как современных "полноонтологических" моделерах (я писал об этом чуть подробней в комментариях по нашей конференции по прикладному системному мышлению -- https://ailev.livejournal.com/1560963.html
  • цифровой двойник в виртуальном фотореалистичном и с физическим движком мире, кейс Omniverse, я в какой-то момент планирую об этом написать чуть подробней, но вот текущий обзор из профильного ресурса Cadalyst, "NVIDIA’s Omniverse Platform: Game-Changing Potential for Large-Scale CAD", https://www.cadalyst.com/management/nvidia%E2%80%99s-omniverse-platform-game-changing-potential-large-scale-cad-78607

Для меня одна из главных тамошних дискуссий -- это моя дискуссия с Виктором Батовриным, который представил новую свою работу: отредактированный перевод книжки про проектное управление в его связке с системной инженерей (https://b-ok.cc/book/3377699/e355fb). Я привёл следующую критику:

  • в книге обсуждается прошлогодний снег про государственную системную инженерию и военные проекты, нынешние проекты абсолютно по-другому делаются и управляются. Нужно забыть про традиционные для INCOSE проекты как страшный сон из прошлого, жизнь изменилась, надо меняться и нам. ISO 15288 -- это стандарт, описывающий "что нам ещё можно было бы сделать, чтобы оправдать бешеные государственные деньги и наши супердлинные сроки разработки". Неправильно это называть "современной системной инженерией" и опираться на опыт провалов и успехов систем, сделанных на таких условиях.
  • в книге обсуждается подход PMI, но там когда-то стартовали с системного мышления (https://ailev.livejournal.com/1475729.html), а потом занялись шовинизмом, пытаясь подмять под себя и весь менеджмент и даже куски инженерии (инженерию требований уж точно) и замахиваясь сегодня даже на переговоры/коммуникацию. А сегодня с PMI не просто конкуренция с другими системами проектного управления (DSDM, IPMA, P2M, Prince и т.д.), но и вообще вопрос о том, полезны ли их методы, или там как с ISO 9000 -- чистая машинка по выдаче сертификатов и поддержанию бренда, а фронтир операционного менеджмента находится в каких-то других местах.
  • нужно вообще менять понятийную структуру, с которой приходишь анализировать связку системной инженерии и системного менеджмента, в том числе явно включать и связку с предпринимательством, и в том числе брать коммерческие проекты (увы, материалы по ним по большей части закрыты, но надо искать там, где потерял, а не под фонарём, где светло). Тут нужно брать пример с коммерческих проектов, в том числе коммерческих программно-аппаратных проектов, на которых отрабатываются новые способы работы, включая новые практики операционного управления в разработке. А потом эти новые методы с опозданием в 10-15 лет пойдут в традиционную системную инженерию, но можно так долго не ждать, а сразу на это ориентироваться.

Другая дискуссия -- это между опорой в учебных проектах на системное моделирование в старом визуальном стиле (главным образом Arcadia с Capella -- ибо "дешево и сердито") против нового стиля на productivity tools, по-новому понимаемый SysMoLan. Я подчёркивал в этой дискуссии, что мы можем или выучить системного инженера, который неспособен настроить моделер (не владеет метамоделированием -- не может взять полноонтологический моделер и из головы отметамоделировать туда основные понятия системного мышления, системной инженерии в виде набора табличек-деревьев-шаблонов, чтобы потом заполнять их моделями систем своих проектов) -- но тогда это просто выпускник ПТУ, который не понимает сути происходящего в его ремесле, или выучить системного инженера, который это может делать -- но тогда каждый системный инженер по факту должен быть и методологом, способным к метамоделированию. Аудитория разделилась на тех, кто уже хлебнул подобное "табличное не слишком формальное моделирование" (скажем, Confluence+Yogi или работу с Coda) и имеет опыт моделирования на визуальных моделерах, и кто не хлебнул -- моделировал только на визуальных моделерах и не представляет себе альтернативу. Отличие этого года от предыдущих в том, что раньше не было по факту в учебных проектах никакого моделирования, а теперь вдруг сразу два вида!

Кормили как всегда, на убой и ещё чуть-чуть сверху. Ещё в этот раз удивил зал заседаний -- огромный зал "Гамма" в СПА-Бекасово с буквально концертной акустикой, лёгким эхом от любого даже негромкого разговора. Выезды эти наши -- абсолютно частные посиделки, даже никаких "спонсорских помощей", просто человек двадцать скинулись на жильё-кофе-зал-поговорить. Одиннадцатый раз приезжали, пропустили только прошлый год (по понятным причинам).

Источник: https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10220927497511239