Актёр владеет собой: не сливается с ролью

Психопрактики в актёрском мастерстве даются в том числе и для того, чтобы актёр не перевоплощался в свою роль полностью: нужен Вася Пупкин, играющий Принца Гамлета. Если Вася Пупкин вдруг перевоплотится в Принца Гамлета полностью, забыв себя, и скажет режиссёру «пшёл вон, смерд!», махнув для убедительности жестяным мечом, то это сумасшедший, а не актёр. То же самое с инженером, менеджером, предпринимателем: если человек перепутает себя-в-роли и себя самого как актёра, играющего роль, застрянет в роли, потеряется в ней — это патология, этого делать нельзя.

Так что в мозгу мы выстраиваем структуру ролевой осознанности: присмотра за тем, куда направлено наше ролевое внимание.

Отдельно выделим такую часть психики, как волю/намерение/надзиратель (governance, никогда не переводите как «управление», это присмотр/надзор). Эта часть присматривает за внутренним актёром, чтобы он не заигрывался, не засыпал и постоянно присматривал за тем, какую он играет роль из своего многочисленного репертуара. Актёр тут будет частью психики личности, которая играет разные роли (по-английски часто так и пишут: actor, деятель). Сами отыгрываемые проектные роли, «персонажи» — это и есть действующие в проекте лица, личность их играет и знает, что это всего лишь игра по роли.

Во многих психотехнических традициях речь идёт о Свидетеле/witness, наблюдателе. Осознанность там пассивная, мысли как бы «саморастворяются» при внимании к ним, останавливаются. У нас совсем не так, у нас осознанность с волевым началом. Governance/присмотр работает как присмотр за детьми: пока дети играют в центре комнаты, ничего не происходит, кроме наблюдения. Но когда один из присматриваемых лезет на окно, присматривающий активно вмешивается и принимает меры — он ни разу не просто «наблюдатель», он деятель!

Это «недреманная воля», это не «недреманное око». И именно эта воля действует, присматривает, чтобы актёр не слился с ролью и не начал жить по роли. Нет, жить нужно как человеку, а в проекте участвовать как роли.

Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020»