ПОДКАСТ#1. Чему и как учиться 2021

Аудио-версия. Также прослушивание доступно в телеграме и ютубе.

Сегодня в контексте самообразования поговорим о том, как составить личную образовательную траекторию.

Две основных проблемы на пути:

  1. Согласно мартовскому исследованию IDC текущего года, кол-во информации к 2025-ому увеличится более чем в два раза с текущего момента. Вокруг уже огромное количество информации, и будет только больше. Поэтому необходимо что-то, что позволит грамотно выбирать, чему учиться.
  2. Современный мир меняется с огромной скоростью ( пример про транспортную отрасль ). Этому, например, посвящена целая глава в книге "Образование для образованных". Сейчас недостаточно выбрать одну профессию, в которой будете совершенствоваться всю жизнь. Компетенции придется регулярно обновлять, либо вовсе осваивать с нуля. Так что нужен инструмент, который позволит повысить скорость обучения.

Чтобы решить эти проблемы, рассмотрим трехуровневую модель мастерства.

1. Компетенции специалиста, или прикладное мастерство. Прикладные практики обычно — конечная цель любого обучения, ведь именно с их помощью решаются актуальные проблемы. Результатом этих практик являются изменения физического мира: реализованные рабочие продукты в виде подготовленных документов  или воплощенных систем. Например, список требований к банковскому приложению, прическа или АЭС.

2. Мыслительное мастерство — способность разбираться с новыми, ранее не встречавшимися проблемами. Если тут все в порядке, то эти проблемы превращаются в сформулированные задачи, и к ним быстро находится решение. Это главная функция интеллекта по Ф.Шолле. Мы считаем, что в мыслительное мастерство входят такие фундаментальные (транс)дисциплины как онтология, логика, эпистемология, системное мышление, этика, праксиология и другие. Это то, за счет чего вы получите скорость обучения. Пока другие будут долго разбираться, как появившаяся практика связана с остальными, вы уже будете иметь структуру, куда новая компетенция легко встроится. И из-за этого будет просто понять, нужна ли она вам, и если нужна, то эти же дисциплины облегчат понимание новой практики.

3. Мастерство собранности — это компетенции, которые человек получает с самого рождения. Когда учится ходить, говорить и т.д. Все то, без чего невозможно обучение и, в частности, саморазвитие. Сюда мы будем относить чтение, письмо, коммуникацию, базовые навыки психики и т.д. Тут важно, что чем сложнее изучаемые дисциплины и чем больше самостоятельной работы, тем выше требования к мастерству собранности.

Взрослые люди со средним образованием имеют как минимум начальную степень по всем трем уровням мастерства. Но, к сожалению, большинство из нас неосознанно развивали мастерство собранности и мыслительное мастерство в школе и ВУЗе.
Из-за этого озабоченные саморазвитием люди стремятся в первую очередь «прокачать» свои прикладные практики. И интуитивно правильно делают. Результат в физическом мире приносит именно прикладное мастерство. За него работодатель и платит.

Но если обратиться к озвученной модели, то понятно, что конкурентное преимущество дают именно фундаментальные дисциплины. Проблема, что они самые сложные из списка. Ситуацию усугубляет то, что их содержание с прошлого века поменялось. Например, современное системное мышление сильно отличается от того, что было в XX веке. Так что некоторые современные дисциплины придется ставить почти что заново. И на это придется выделить несколько месяцев систематического обучения, при условии, что вы не получаете промежуточных результатов, которые тут же решают ваши проблемы. 

Из модели понятно, что чтобы такой объем осилить, как раз нужна собранность, умение учиться.
Без него будут лишь безуспешные попытки взять эти сложные дисциплины "наскоком", или же обучение будет слишком долгим, т.к. не получится учиться систематически.

Поэтому мы считаем самым правильным начать именно с освоения мастерства собранности. С ним вы сможете эффективно изучать сложные современные дисциплины, а далее дойдете и до прикладных компетенций. Поэтому далее рассмотрим практики, которые связаны с самим умением учиться.

  • Чтение: включает в себя систематическое чтение ( осознанное формирование привычки), практику медленного чтения, и ведение заметок по прочитанному;
    Именно чтение будет основным способом получения информации по сложным дисциплинам, и это нужно уметь делать правильно.

  • Написание: zettelkasten (личная база знаний), и принцип тестирования своих моделей мира.
  • Коммуникация, в том числе устная. Это про:
    – Понимание чужих и своих моделей мира, и их сопоставление;
    – Понятия, которыми пользуется человек, и как это использовать, чтобы говорить с ним на одном, понятном друг другу языке;
    – Культуру потребления информации и подбор источников информации, в том числе для проведения исследований по интересующим темам.

  • Стратегирование: предпринимательские практики, как работа с возможностями и личными системами;
  • Ролевое мастерство:
    Тут разберемся в путанице между исполнителем и самой ролью,
    О том, как входить, удерживаться в роли, и выходить из нее.
    Как это все связано с человеческими потребностями, которые обуславливают вхождение в роль.
    По факту это целый кусок системного мышления, который должен помочь улучшить коммуникацию, но мы будем рассматривать это так же как инструмент для грамотного выполнения практик.

Описанные навыки могут звучать довольно примитивно. И не спроста, ведь это база, необходимая для любого обучения. Но обратите внимание, сколько из этих практик вы ставили себе специально, а что пришло само по себе. Здесь представлена лишь часть необходимых активностей, чтобы достичь мастерства в первичных компетенциях(собранность). Но уже из этого списка видно, что для достижения высокого мастерства потребуется время: в среднем, два-три месяца плюс-минус месяц в зависимости от человека. За это время можно подготовиться к освоению сложных интеллектуальных компетенций. Это можно делать параллельно с освоением фундаментальных дисциплин или прикладных практик. Однако нужно осознавать, что само умение учиться ставится отдельно.

Мы ожидаем, что по итогу вы сформируете личную образовательную траекторию, поймете свои текущие компетенции, и приобретете ясность, куда двигаться в обучении.

Что из перечисленных практик заинтересовало больше всего, о чем бы хотели почитать\послушать в следующий раз?

Мы читаем ваши комментарии, и на содержательные отвечаем. Лучше, если вы будете оставлять их на ютубе под одноименным подкастом, так вы поможете в распространении материала. Так же будем рады, если поучаствуете в опросе.