Как казаки за потребностью ходили

Лет 10 назад, на последних курсах университета мне посчастливилось принять участие в Зимней Школе благотворительного фонда В. Потанина в Сочи. Там студенческие команды учили готовить социальные проекты, самые лучшие из которых получали грантовую поддержку на реализацию. Если не считать вкус "Прасковейского коньяка" и зимнюю панораму парующего открытого бассейна гостиницы "Жемчужина", главное, что я с тех пор запомнил на всю жизнь, стала формула "ЗАЧЕМ-ЧТО-КАК". Нам, молодым и одухотворенным своими идеями улучшения мира вокруг ребятам, люди с опытом старались вдолбать в голову первое и главное. Прежде всего мы должны понять для себя - и рассказать жюри - кому же и зачем на самом деле нужен замысленный социальный проект. И только после этого думать, как именно проект будет устроен, и только после этого писать пошаговый план его реализации. Никому не нужные проекты, какими бы "добрыми" и "благородными" они не казались создателям, поддержки не получают - ни в конкурсе, ни в жизни.


В этом году я записался на практикум системного мышления и теперь вижу, что эта формула "сначала понять потребность надсистемы ЗАЧЕМ нам что-то вообще делать --> потом понять устройство целевой системы ЧТО мы делаем --> потом разобраться, КАК именно мы будем эту целевую систему создавать" проходит через весь курс. Так как за мной остался ученический долг в виде 10 статей в блог, я опишу 10 инсайтов, полученных в ходе освоения курса.

Проект, который я выбрал для разбора на практикуме - построить загородный дом на продажу - был для меня совершенно новым, никак не связанным с моей основной работой. Это усложнило мое обучение в 2 раза: пришлось разбираться одновременно и с понятиями системного мышления, и с совершенно незнакомой предметной областью. Зато теперь я проверено_верю словам Анатолия Левенчука, что уверенное владение системным мышлением позволяет ему погрузиться в любую новую тему за несколько недель настолько, что старожилам в этой сфере есть о чем с ним поговорить.


Первой задачей было определить надсистему и потребность. Если с надсистемой проблем не возникло - загородный дом используется домо-хозяйством - то с выделением потребностей и формулировкой целевой системы пришлось повозиться. Практик для этого много, но если вы не знаете, с чего начать - могу рекомендовать Jobs to be Done (тык https://medium.com/no-flame-no-game/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-jobs-to-be-done-%D0%B8-job-stories-4c57c1dc84cf )

Сначала я решил, что ГЛАВНАЯ потребность надсистемы = отдыхать на свежем воздухе. Потом, что главная потребность, в которую мы бьем - СЭКОНОМИТЬ, то есть построить загородный дом бюджетно, а не за конские деньги, как щас всё вокруг строится. Потом я понял, что всё-таки сэкономить - это не главная потребность, а ОДНА ИЗ конфликтующих потребностей, тут мне JTBD помог напоминалкой, что потребности <разных проектных ролей> могут конфликтовать. Также люди не готовы купить даже за разумную сумму дом родом из 90х или даже 2000х - им хочется за свои деньги получить некий уровень качества, потребность = сэкономить, но не ощущать, что сэкономил => перефразировал в "подчеркнуть социальный статус, престиж" = "дать надсистеме ощущение, что жизнь удалась".


Но самое главное, что удалось определить в ходе этих рассуждений, что целевая система, которую мы с товарищами замыслили, на самом деле есть НЕ ДОМ, а ДАЧА. Словарное определение дачи = загородный дом с участком для временного проживания и отдыха городских жителей. Или, как писал Чехов, «ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом». Обратите внимание на разницу: в рассуждении о даче нам придется держать во внимании не только дом, но и участок, и связку дома с участком, и много чего, расположенного на участке помимо дома.


А про то, какие подводные камни я насобирал при работе с конфликтующими потребностями, напишу в следующем посте.