Размышления о прочитанном в Главе 9

На этой неделе опять происходит проверка моей собранности, т.к. нужно обязательно выложить пост в рамках моего обучения на курсе ВСМ (для меня это обязательно и очень важно). Прям явных и ярких тем и, соответственно, поста на эту тему с моей стороны пока нет (подчеркиваю, именно с моей стороны, так как то, о чем читаю в курсе, конечно, открывает новое восприятие и открывает двери к новым картинам мира).

Что ж… попробую просто порассуждать на тему того, что меня зацепило в недавно прочитанной главе.

Помню, что с самого начала курса все твердили (окружение, которое уже прошло курс ВСМ и которое как раз и порекомендовало пройти обучение), что Глава 8 самая переломная, тяжелая и т.п. Главу 8 мы прошли на прошлой неделе. Да, мне пришлось перечитать ее множество раз, т.к. на прошлой неделе к домашнему заданию я подошла с полной серьезностью и для себя попробовала решить предложенные задачки про ножницы и про обучение плаванию кролем (решение каждой задачи оформила отдельным постом). Когда их решала, приходилось про ту или иную терминологию и взаимосвязи между ними перечитывать по многу раз. Вполне возможно, что и на данный момент еще не до конца все уложилось в голове.

Но что меня удивило больше всего, так это последующая Глава 9 про предпринимательство в области личных систем. Если по прошествии Главы 8 у меня сложилось впечатление: «Ну да, мне очень интересно было порешать задачки и про ножницы, и про обучение плавание кролем, но в чем же состоит практическая применимость этих знаний? Что мне это может дать на примере личного опыта?». И даже расписав (конечно, с ошибками вышло, на которые мне и указал Церен в своих комментариях) и целевую систему, и надсистему, и систему обеспечения, и систему окружения и т.п., например, для процесса «обучение плаванием кролем», я все равно «не усекла» - и что из этого? В чем же практическая польза и применимость данного знания для меня?

Такой вопрос витал у меня в голове. И я подумала, может дальше что-то начнет проясняться?

И действительно, это начало происходить на этой неделе.

Глава 9 для меня оказалась «прорывной» в моей картине мире. С одной стороны, там что-то и было изложено «из простого», что как бы известно было и раньше. Но очень многое осталось для меня именно новым и «на подумать». И именно здесь я увидела конкретные примеры, как это все – системное рассмотрение «вещей» - может пригодиться в жизни. Очень ярким для меня оказался пример про изучение китайского языка, когда нужно понять, что все-таки является целевой системой, надсистемой и системой обеспечения. Для чего именно тебе и в каком объеме нужно изучение данного языка? Это очень похоже на мою проблему «изучения английского языка» (кстати, который у меня когда-то был на достойном уровне, и моя работа была завязана на его ежедневное применение, но который я, честно «разбазарила», перейдя на работу, где он мне в такой мере уже и не был нужен, а потом когда в мыслях понимала, что нужно все-таки практиковать свой английский, бралась в нем «за все и сразу»). После нескольких дней такой практики (когда бралась за все сразу) мне становилось неинтересно, скучно, мотивация резко падала, т.к. я для себя попросту понимала, что мне такими темпами и не достичь никаких высот, т.к. мне каждый раз казалось, что я делаю что-то не то, так мало понимаю в разговорной речи, если начинала смотреть какой-то фильм (т.к. по сути мне хотелось все и сразу), - и в итоге я забрасывала это дело, мои усилия сходили на нет (о какой собранности тут вообще могла идти речь?!).

Через какое-то время я могла снова (с новыми силами и энергией) приступить к этому делу, но финал в каждом случае был практически одинаков. В итоге, не было никакой «нормальной» практики, и уровень языка на текущий момент стал практически «никаким» (в моем понимании). А ведь это в т.ч. завязано на то, что у меня в голове «порядка не было», ведь для себя еще тогда нужно было понять, что в конечном итоге я хочу достичь, что для меня означала «практика английского» и на каком уровне я свой английский хотела бы поддерживать или улучшать (и именно для себя также и понять это разграничение. Если просто «поддерживать» тот уровень, то это одно; если все-таки «улучшить», то это несколько (и даже не несколько, а много большее) - другое).

Если бы в моей голове была простроена цепочка, что английский язык мне нужен, чтобы свободно изъясняться в стране, куда я приезжаю отдохнуть и чтобы свободно понимать, что говорят мне другие люди из этой страны или люди в нашем Центре (англоязычные сотрудники, студенты или иностранные преподаватели, которые иногда приезжают и с кем есть возможность как-то контактировать) – то это по сути больше уровень бытового общения. Для его поддержания (и в т.ч. восприятия английской речи на слух) – было бы достаточно на регулярной основе смотреть художественные фильмы, сериалы или познавательное видео, или слушать подкасты (даже в фоновом режиме и то было бы в принципе очень достаточно).

Если в т.ч. для меня важно было вести переписку на английском языке (и не растерять этот навык – а он у меня был поставлен на достойном (для меня точно) уровне) - можно было бы для себя писать посты на английском языке (хотя, честно, я на тот момент про посты и на русском-то языке никогда не задумывалась – это я начинаю видеть и понимать только сейчас).

Если для меня важно понимать письменную речь (и также не растерять этот навык), то можно было бы практиковать чтение книги на английском языке (особенно, из разряда нехудожественной литературы, о чем часто говорится сейчас в курсе ВСМ).

Ох, если б знала раньше… и задумывалась об этом. Помню, когда начинали этот курс, то ли на вводном занятии, то ли где-то во введении к курсу написано, но мне как раз запомнились слова Церена о том, что он сожалеет, что данный курс не попался ему годков 20 тому назад. И даже в данном контексте (в рамках описанного примера по изучению английского языка) я полностью присоединяюсь к этой фразе.

Но сожалеть не надо. Как говорят многие люди, осознание проблемы или ситуации, уже во многом готово изменить положение дел.

Да, когда более ясно это понимаешь и видишь картинку гораздо шире, чем раньше, то это во многом уже снимает некий стресс, что позволяет приступить к решению задачи с большей собранностью и готовностью изменить текущее положение дел.

Что ж, мое восприятие Главы 9 – это как «холодный душ» и мысленная встряска. Сегодня еще четверг, а значит есть время перечитать ее еще раз до нашего субботнего занятия.

Скорее всего, после второго и более внимательного прочтения (с учетом того, что я знаю в целом, о чем говорится дальше) мыслей будет еще больше – но это уже будет другая история.

Эту историю и свои рассуждения в ней оставлю как есть. То, что одно из обязательных дел на этой неделе уже сделано, также снимает дополнительную напряженность и освобождает энергию для других дел, размышлений и мыслей. Спасибо ШСМ за встряску!

Спасибо за этот пост, Ольга) мне так близки ваши рассуждения и я узнаю и свои нереализованные возможности, которые упускаются как раз потому, что нет «порядка в голове» и ясного понимания, для чего мне нужно то или иное действие, знание. У меня похожая ситуация с «запасом» телесных практик, которые копятся годами и не используются, забываются, хотя сейчас я понимаю, что поддерживать на достаточном уровне их можно, выделив, как именно можно регулярно их применять к той деятельности, которая актуальна для меня сейчас.

Ольга, спасибо за пост!
Дальше будет еще больше примеров и пояснений) просто о предпринимательстве и менеджменте вообще не можем говорить, пока нет понятия “система” – потому что все остальные главы дальше на нем построены и активно его используют))) будет становиться только яснее, особенно когда дойдете до главы 12)

И рабочие, и личные проекты рассматриваем с точки зрения “зачем это надо”. И заканчиваем проекты, которые оказываются не слишком перспективными.