Инженер и учебный центр в системном мышлении

Рассмотрим с точки зрения системного мышления учебный Центр, под которым здесь буду понимать любое учебное заведение с продолжительностью обучения не более 1-2 года, готовящего инженера.

Начнем с того, что молодой человек, окончивший бакалавриат, или молодой специалист, имеет ряд потребностей. Наиболее выраженными будут потребности в финансовой безопасности, которая, в том числе, обеспечит большинство физиологических потребностей. На мой взгляд молодой человек чаще имеет потребности в нижней части пирамиды Маслоу, а молодой специалист может иметь потребность в улучшении своего социального статуса и приходит в учебный центр для удовлетворения более высоких потребностей. Предположим, что в качестве роли, которая будет удовлетворять рассмотренные потребности человек выбирает роль Инженера в нефтяной компании (в моем случае инженер-нефтяник, буровик). Для того, чтобы после обучения и устройства в компанию у человека не возникло разочарования, связанные с тем, что потребности не могут быть удовлетворены ролью инженера, у него должен быть хорошо развит кругозор или осведомленность о ролях, их оплате, условиях выполнения роли, целей роли. Учебному центру важно дать понимание абитуриенту о роли инженера, практики которой он хочет изучить.

После того, как человек определился с будущей ролью, которая будет закрывать его потребности, он встает в роль абитуриента и начинает поиск подходящего учебного Центра, который сможет обеспечить обучение практикам. Целевая система – это прикладное мастерство или инженерные практики. Учебный Центр выступает в качестве системы обеспечения.

Роль инженера человек будет исполнять в какой-либо компании, т.е. будет выполнять практики по своей роли в компании. Результаты работы инженера – созданные физические системы или продукты в компании, чаше всего известны. Например, буровик-проектировщик создает описание системы по строительству скважины (выбор буровой установки, параметры кустовой площадки и т.д.). Таким образом, компания заранее может выдвинуть требования к практикам инженера, которые необходимы для создания целевой системы компании/отдела, т.е. компания является надсистемой для инженера и может выдвинуть конкретные требования к практикам. Следует отметить, что иногда фактические практики отличаются от того, что формально запросила компания. Например, компании нужны инженеры, которые будут решать новые задачи, т.е. нужны люди с развитым мыслительным мастерством, а в формальных требованиях указываются умения пользования программными продуктами и знание терминологии, что говорит о требовании развитости прикладного мастерства. Поэтому учебному центру нужна проработка требований с сотрудниками компании, а лучше узнать деятельность (роль инженера) изнутри.

Сформированные требования к практикам инженера позволяют учебному центру выделить то, чему учить студентов. Студент сам формирует в себе прикладные практики, задача учебного Центра – максимально эффективно обеспечить процесс обучения. Исходя из модели человек-платформа, для быстрого обучения прикладным практикам человек должен обладать мастерством собранности и мыслительным мастерством. Это означает, что система обеспечения в меньшей степени влияет на качество обучения. Также это значит, что если абитуриент имеет высокое мастерство собранности и высокое мыслительное мастерство, то он с очень высокой долей вероятности сможет успешно освоить программу обучения. Это ставит во главу угла – требования к набору студентов или к приемной компании. Другими словами, в рамках 1-2 годов обучения очень трудно или бесполезно развить в студенте совместно прикладное мастерство, а также мастерство собранности и мыслительное мастерство, лучше найти абитуриента с развитым мастерством собранности и мыслительным мастерством и прицельно развивать прикладное мастерство, поддерживая уровень мастерства собранности и мыслительное мастерство. Вывод – приемная компания в большей степени определят качество обучения, ей необходимо уделять первоочередное внимание. Необходимо искать абитуриентов с развитым мастерством собранности и мыслительным мастерством. Прикладное мастерство имеет низкий приоритет, поскольку оно будет формироваться в рамках обучения.

Представим далее, что имеем студента с высоким мастерством собранности и мыслительным мастерством. Какой должна быть система обеспечения – учебный Центр, чтобы такой студент максимально эффективно обучился прикладным практикам? Учебный центр условно является экзокортексом, т.е. помогает максимально сконцентрироваться на изучении требуемых практик, поэтому к нему можно выделить следующие требования:

  1. Подготовить для студента материал (описание дисциплин и практик), которые соответствует требованиям компании. Студент должен понимать, что те практики, которые он формирует в процессе обучения соответствуют актуальной роли инженера в компании. Это говорит о том, что преподаватели должны хорошо знать роль инженера, используемые инженером практики и технологии, постоянно их актуализировать.
  2. Сформировать учебный процесс таким образом, чтобы практики усваивались максимально эффективно (быстро и качественно). Нужно помочь студенту держать во внимании именно обучение обозначенным практикам, убрать все лишнее. Это говорит о необходимости систематичности, дисциплины, логичности и структурированности материала.
  3. Следить за правильностью усвоения материала. Информировать студента, если картина мира, сформированная у него в голове во время обучения, не соответствует картине мира инженера. Для этого во время обучения необходимо ставить студента в роль инженера и проверять исполнение им практик инженера. Например, проверять поведение и результаты во время упражнений, приближенных к реальным инженерным задачам.
  4. Следить за способностью усваивания материала. Оценивать достаточность мыслительного мастерства и собранности для формирования практик инженера. Это также можно проверять на инженерных задачах и упражнениях. Важно отметить, что в первую очередь нужно оценивать способность студента использовать именно практики целевой роли, а не практики студента.
1 лайк

Дмитрий, с удовольствием прочитал ваш пост. Отрадно видеть, что вы многое почерпнули из курса. В целом, методологических ошибок немного. С учебной точки зрения работа сделана хорошо! Вы - молодец!

Тем не менее, с практической точки зрения необходимо идти дальше, и понимать зачем это описание и для кого? Какой ваш интерес, и из какой роли вы смотрите, что хотите с этим всем сделать. Отвечая на эти вопросы, вы получите описание, которое будет практическим, и будет нацелено на то, чтобы воплотить в реальности конкретную систему. Что это будет за система?

Дима, это шикарно!